Гусяков В.Ю. член "Содружества выпускников аспирантуры ВШ КГБ СССР адъюнктуры Академии ФСБ РФ", член комиссии по энергетическому праву Ассоциации юристов России.
«Энергетическая безопасность, задачи высшего образования в области нефтегазового комплекса и их правовое регулирование на современном этапе».
Не для кого не секрет что ТЭК в РФ имеет глобальное значение. А в самом ТЭК России глобальное значение имеет нефть и газ. В структуре экспорта РФ по результатам «доковидного» 2019 года доля нефти составила более 51%, доля газа примерно 18% [1]. Посмотрите на свою обувь: Такая доля в экспорте просто означает, что один из Ваших, скорее всего, импортных ботинок ввезён в Россию за счёт нефти. Задумайтесь над этим.
«Без вовлечения в отработку трудноизвлекаемых запасов нефти удержать достигнутый уровень добычи после 2020 года будет практически невозможно», — говорится в «Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2030 года», подготовленной федеральным агентством Роснедр [2].
Для тех, кто реально занимается «нефтянкой», понятно что новых месторождений мало; так, например, в 2016 году прирост нефтегазовых запасов по отношению к добыче не рос и находился с ней на одном уровне. Доля нераспределенного фонда недр с запасами нефти составляет около 6%, заявлял глава Минприроды Сергей Донской [3]. Сказанное означает, что все мало-мальски значимые недавно открытые месторождения уже распределены между основными добывающими компаниями.
Необходимо четко осознавать, что разработка сложноизвлекаемых запасов нефти экономически возможна при высоких ценах на нефть. В то же время добыча нефти на Арктическом шельфе экономически выгодна при 75–100 долларах за баррель. [4] Насколько такой размер цен возможен в будущем, а главное - насколько он будет стабилен на достаточно продолжительный отрезок времени для аккумуляции ресурсов и постройки добывающих платформ и бурения скважин — неизвестно. Рыночные механизмы действуют, в том числе, и в противовес картелю стран-членов ОПЕК. Их соглашение сократить добычу и тем самым поднять цены во многом было нейтрализовано выбросом сланцевой нефти США на мировой рынок. Сегодняшнее увеличение цен в связи с геополитической ситуацией неминуемо повысит в ближайшем будущем выброс нефти на рынок и очень возможно венесуэльской и иранской.
У нас серьезные проблемы с геологоразведкой. Как у государства, так и у частных компаний процент расходов на геологоразведку по отношению к другим расходам непозволительно мал, в связи с чем новые разведанные запасы, рентабельные для добычи, - это большая редкость, а те что есть - уже почти все задействованы в разработке.
Себестоимость выходит на поверхность и как острый нож отрезает от разработки те месторождения, которые не выдерживают конкуренции в этом главном критерии. Не смотря на необъятность страны и при широком спектре месторождений говорить об огромных нефтяных заделах на будущее можно только при высоких ценах на нефть. Не последнюю роль в этом играют, прямо скажем, не самые эффективные способы добычи, при которых коэффициент добычи примерно на 10-15% ниже по сравнению со средней добычей в мире. При сегодняшних сложных обстоятельствах, которые будут только усугубляться в обозримом будущем это разница будет расти и может превратиться в разрыв, который будет грозить катастрофическими последствиями для нефтедобывающей отрасли России. Это особенно прискорбно, если взять во внимание сложившуюся тенденцию в нефтедобывающей отрасли: добыть как можно быстрее пока цены достаточно высоки, даже если это неминуемо ведёт к трудностям извлечения нефти в будущем. Есть уже серьезные проблемы по поддержанию нефтедобычи на сегодняшнем уровне. В то же время по некоторым прогнозам, если не будет предпринято экстренных мер в нефтедобывающей отрасли, то возможное сокращение добычи нефти к 2035 году может составить 50%.
В плане безопасности и контроля видны непоследовательные шаги: с одной стороны странные соглашения, согласно которым - освобождение от налогов и пошлин по проекту «Ямал-СПГ», согласно которым основной доход получают иностранные компании, а бюджет не получает ничего. С другой стороны - у нас есть ряд компаний с Российским участием, таких например как «Вьетсовпетро», которые, находятся как за рамками правового поля России, так и за рамками финансового контроля российских финансовых органов. Тогда как еще десять лет назад каждый четвёртый экспортный доллар во Вьетнаме был от Вьетсовпетро.
Для решения именно практических задач в области поддержания рентабельности и производительности в нефте- и газодобыче предлагается следующее:
1.Внести в статью 24 закона «Об образовании», где говорится об особом статусе Московского государственного университета и Санкт- Петербургского государственного университета изменения и добавить туда РГУ нефти и газа (НИУ) им. Губкина. [4]. Нам не нужно новое «Сколково» с шапкозакидательством. Нам нужны образовательно-практические центры с головным образовательным и организующим центром для конкретной цели: поддержания рентабельности и эффективности газо- и нефтедобычи на уровне не менее среднемировой, а в конечном итоге приемлемой для экономики нашей страны.
Необходимо также в закон «Об образовании» добавить ст. 72.1 с положением о создании образовательно-практических платформ, исходя из содержания которой примерно половина часть занятий преподавательским составом проводилась не в кабинетах, а непосредственно на месторождении и производстве. Образовательно-практическая платформа должна строиться на совмещении должностей для преподавательского состава как нефте- газодобывающей компании, так и в этой образовательно-практической платформе. Грубо говоря, для простого понимания, когда мы говорим о преподавательском составе в рамках образовательно-практических платформ, то, к примеру, тот же доцент или профессор этой образовательно-практической платформы является также доцентом или профессором кафедры бурения, но также и начальником бригады экспериментальной скважины. Да, это жизнь в вагончике с мошкой и комарами, много придётся добиваться с помощью «такой-то матери» и через «ёрш твою медь». Но именно добиваться, а не разглагольствовать. На довод о том, что желающих к такой преподавательской деятельности будет немного, есть хороший контрдовод: платите столько, чтобы желающие были!
2. Необходимо постановлением правительства создать территориальные практико- образовательные платформы, которые будут действовать на основе заключённых договоров ВУЗа, добывающей или перерабатывающей компании и имеющихся ещё не обанкроченных (увы, их уже много) компаний по производству и разработке добывающего и перерабатывающего оборудования. Такие территориальные практико-образовательные платформы необходимо организовать: 1. в Казани ( объясняется близостью к Ромашкинскому месторождению) и на совместной базе Казанского технологического университета, института геологии и нефтегазовых технологий Казанского Федерального университета, 2.в Тюмени (близость к Самотлору) на базе Тюменского государственного университета и Тюменского нефтегазового университета, 3. во Владивостоке (проекты на Сахалине и Дальнем Востоке) на базе Владивостокского федерального университета. На дальнем Востоке с научно-образовательным потенциалом в области нефте- и газодобывающих технологий прямо скажем «не очень», но развивать это направление нужно в первую очередь. На создание и постройку объединённого федерального государственного дальневосточного университета были затрачены очень большие деньги из федерального бюджета, но впечатляющих результатов пока не слышно.
Все это необходимо делать на базе межвузовской совместной кооперации. Тюмень также должна стать центром по подготовке специалистов и продвижения практических наработок в сфере газодобычи и разведки в силу ее географической близости к Ямало-Ненецкому округу, где добывается 4/5 всего природного газа в России. Все это необходимо в том числе для рассосредоточения центров подготовки и реализации именно интеллектуально-практических кадров высшей квалификации в области газо- и нефтедобычи. Монополизация никогда ни к чему хорошему не приводила.
Такое необходимо сделать для поддержания сервисной инфраструктуры на должном уровне как в области разведки, так и добычи нефти и газа в связи с выбытием очень серьёзных сервисных фирм, в особенности в нефтедобыче (Halliburton - США, Schlumberger , Baker Hughes, четвёртая компания из большой мировой четверки Weatherford пока об уходе не заявила, но ее руководство об этом серьезно задумалось). Нам, прежде всего, необходимо рассчитывать на себя в сложившейся ситуации.
3. Финансирование и касательно Бюджетного Кодекса. В Бюджетном Кодексе РФ имеется глава 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета». [5] Необходимо в этой главе предусмотреть обязательность расходования средств на поддержание практико-образовательных платформ. Такие изменения логично было бы сделать в ст. 96.10, которая касается Фонда национального благосостояния. Раз уж этот фонд формируется за счёт нефтегазовых доходов, то и святое дело поделиться этими доходами для поддержания научно-образовательного уровня для поддержания самой этой отрасли для ее нормального функционирования.
Также В эту статью 96.10 Бюджетного Кодекса внести изменения, согласно которым обязать в ежегодный бюджет вносить в обязательном порядке цифру на научно-практическое обеспечение указанных практико- образовательных платформ с указанием, что расходы не могут быть предусмотрены менее тех, которые были выделены в предыдущем году. Я не ошибся, указанные положения об этих расходах должны быть не в разделе Бюджетного Кодекса о расходах, а именно в главе 13.2 с хорошим напоминанием именно Министерству финансов РФ: «любишь кататься, люби и саночки возить!»
Перед нами стоит задача сохранения и развития нефтегазового комплекса как основного экономического стержня единства Российской Федерации, поскольку основные средства на дотации регионам РФ – это средства от нефтегазового комплекса страны.
Наконец, это не конечное решение вопроса, согласно основным исследованиям потребность нефти в химическом секторе будет только расти вплоть до 2040 года. Ведь очень многое, что нас окружает сделано из нефти: текстиль из водородных полимеров, пищевая пленка, трубы, всякие пластики, из полипропилена делают детали автомобиля, посуду, ковры, бытовую технику, из поливинилхлорида - материал для окон и подвесных потолков, из синтетических каучуков - автомобильные шины и обувь. Даже в производстве подгузников, игрушек, шампуней, битума, красок и жвачки используются нефтепродукты. По иронии судьбы в основных частях солнечных батарей задействованы нефтепродукты. У страны нет другого выхода: Россия , если она хочет сохраниться как единая страна в будущем, вынуждена будет перейти от своего основного экспортируемого продукта - добываемых нефти и газа к продуктам их глубокой переработки. Однако есть одно серьезное «но». Это будет сопряжено с серьёзным ущербом окружающей среде хотя бы на первоначальном этапе. На настоящий момент у нас далеко не самые передовые технологии по нефте- и газопереработке. Поэтому мы будем платить своим здоровьем из-за загрязнения окружающей среды. Именно для того, чтобы вырваться из порочного круга «загрязнённых легких» нам нужны будут здесь как никогда образовательно-практические центры максимально приближенные к реальному производству.
Вопрос именно реального образования в нефтегазовой сфере - это вопрос безопасности и не побоюсь этого слова - будущего единства страны. И помните главное: критерий истины - это практика!
[1] Роль экспорта энергоресурсов во внешней торговле России (МГИМО). https://mgimo.ru/upload/iblochttps://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1003801k/286/rol-ehksporta-ehnergoresursov-vo-vneshnej-torgovle-rossii.pdf
[2] http://www.rosnedra.gov.ru/article/8743.html
[3] https://www.bloomberg.com/news/articles/2017–03–22/tudor-pickering-holt-cuts-2018-crude-forecast-to-65-a-barrel
[4] Черное зло https://rus.azattyq.org
[5] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
[6] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/