СОДРУЖЕСТВО ВЫПУСКНИКОВ АСПИРАНТУРЫ ВШ КГБ СССР - АДЪЮНКТУРЫ АКАДЕМИИ ФСБ РФ


Новый этап развития образования

Новый этап развития образования

 

В 1952 г. начался новый этап в развитии Высшей школы МГБ СССР — она была преобразована в высшее учебное заведение с трехгодичным сроком обучения.

Слушательский состав Школы комплектовался за счет работников органов государственной безопасности, отвечавших по своей общеобразовательной подготовке условиям приема в высшие учебные заведения и имевших стаж практической работы в органах государственной безопасности не менее 3 лет.

Первый выпуск слушателей Высшей школы, получивших дипломы о высшем юридическом образовании с присвоением квалификации «юрист», состоялся в 1954 г. Первые дипломы нового вуза получили 189 человек, причем 37 из них получили дипломы с отличием.

Решением Совета Министров СССР и приказами Министерства высшего образования и КГБ при СМ СССР в 1954 г. Высшей школе было разрешено открыть аспирантуру по специальностям: «теория государства и права», «история государства и права СССР», «советское уголовное право» и «советский уголовный процесс». Был также организован Ученый совет Высшей школы, утвержденный Министерством высшего образования.

Вручение первых дипломов о высшем образовании. 1954 г.

В 50-х годах, на этапе становления Школы как высшего учебного заведения, постоянно совершенствовались содержание, объем и методика обучения. Подготавливалась учебная и учебно-методическая литература, создавались лекционные фонды кафедр. В мае 1955 г. срок обучения на вузовском потоке был увеличен до 4 лет. В связи с этим были переработаны учебные и тематические планы, а также программы учебных дисциплин. Наряду с углублением изучения социально-экономических дисциплин была усилена профессионализация по юридическим дисциплинам. Некоторые коррективы были внесены в преподавание специальных дисциплин, увеличилось время на изучение военных дисциплин. В целях улучшения языковой подготовки слушателей на изучение иностранных языков отводилось до 600 часов.

Начало 1960 г. было отмечено существенными изменениями в системе подготовки кадров для органов государственной безопасности: были упразднены три учебных заведения - Военный институт имени Ф.Э. Дзержинского, Ленинградский институт иностранных языков и Высшая школа криптографов 8 Главного управления КГБ при СМ СССР. На базе каждого из них в Высшей школе были образованы новые факультеты: технический, иностранных языков и военный — для завершения подготовки слушателей Военного института (позднее - факультет погранвойск). Высшая школа КГБ при СМ СССР стала крупным многопрофильным высшим учебным заведением.

Постановлением Совета Министров СССР от 2 августа 1962 г. Высшей школе КГБ при СМ СССР было присвоено имя Ф.Э. Дзержинского.

Вручение ордена Красного Знамени. 1967 г.

Укрупнение Высшей школы сопровождалось дальнейшим совершенствованием структуры и содержания обучения. Создавалась единая, взаимосвязанная система специальных дисциплин, которая соответствовала потребностям деятельности органов КГБ. Пересматривались традиционные, разрабатывались и внедрялись новые методы обучения (например, программированное обучение), более эффективно использовались технические средства. Стало уделяться больше внимания подготовке и проведению научно-методических и научно-теоретических конференций.

В 50-60-х годах Высшей школой руководили: полковник А.Я. Ефимов, генерал-майор Е.И. Борисоглебский, генерал-майор А.Н. Куренков, генерал-лейтенант Е.П. Питовранов, генерал-лейтенант П.Г. Гришин.

Н.Я. Ефимов 1952 – 1954 гг. Е.И. Борисоглебский 1954г. А.Н. Куренков 1954 – 1962 гг.
Е.П. Питовранов 1962 – 1965 гг.П.Г. Гришин 1965 – 1970 гг.


Важным фактором, стимулировавшим профессиональную подготовку слушателей Высшей школы в начале 70-х годов, стало решение Коллегии КГБ при СМ СССР от 14 июня 1972 г., которое определило конкретные задачи по совершенствованию деятельности органов государственной безопасности с учетом особенностей политической и оперативной обстановки, в связи с появлением новых направлений оперативной работы, возрастанием значимости информационно-аналитической деятельности и др.

В.Ф. Никитченко 1970 – 1974 гг.

Руководство, в первую очередь начальник Школы генерал-полковник В.Ф. Никитченко, и профессорско-преподавательский состав Высшей школы разработали для утверждения руководством КГБ предложения по корректировке структуры, содержания и объема преподаваемых специальных дисциплин, которая позволяла существенно повысить качество теоретической и практической подготовки выпускников, укрепить связи кафедр спецдисциплин с соответствующими практическими подразделениями КГБ, еще больше приблизить обучение к потребностям оперативно-следственной практики.

В результате проведенной реформы из некоторых преподаваемых дисциплин выделились новые научные направления, которые в свою очередь образовали самостоятельные учебные дисциплины. Соответственно складывались новые кафедральные коллективы, начавшие разрабатывать необходимые учебно-методические материалы, прежде всего лекционные курсы и наглядные пособия.

Но этого было недостаточно. В целях методического обеспечения преподавания подготавливалось новое поколение учебников, учебных пособий, монографий, другой учебно-методической литературы.

Учебные и учебно-тематические планы перерабатывались таким образом, чтобы они отвечали требованиям квалификационных характеристик специалистов, выпускаемых Высшей школой. Была значительно усилена специальная подготовка слушателей контрразведывательных факультетов путем увеличения учебного времени на семинарские, практические и лабораторные занятия по спецдисциплинам, а также организации практических занятий в городских условиях.

В конце 80-х годов при активном участии практических подразделений были разработаны новые квалификационные характеристики выпускников различных факультетов Высшей школы, учебные, учебно-тематические планы и программы; переработаны тематики дипломных, курсовых работ, рефератов, материалы зачетов и экзаменов, другие организационно-методические документы. Вся проделанная работа была направлена на реализацию новой концепции развития высшего образования в стране, предусматривавшей подготовку специалистов широкого профиля, сочетавшую фундаментальность и универсальность образования с конкретным научно-прикладным профилированием.

На основе этих требований был скорректирован перечень изучаемых в Высшей школе дисциплин. Значительно усилена правовая и специальная подготовка слушателей. Пересмотрена система спецкурсов, введены курсы по выбору. Уточнено содержание практического обучения, увеличена продолжительность практики. Разработаны и внедрены в учебный процесс автоматизированные обучающие системы. Организована подготовка руководящего и профессорско-преподавательского состава по применению компьютерной техники в учебном процессе.

В этот период укрепляется взаимодействие Высшей школы и практических подразделений в использовании в учебном процессе и деятельности органов КГБ совместных научно-практических исследований, в разработке учебников и учебно-методических материалов, в подготовке и проведении научно-практических конференций. На базе Высшей школы и УКГБ по г. Москве и Московской области создается учебно-научно-практический комплекс (УНПК).

Совершенствованию образовательного и научного процесса в Высшей школе в конце 70-х — начале 90-х годов способствовала напряженная и самоотверженная работа ее руководителей - генерал-полковника В.Ф. Никитченко, генерал-майора И.О. Розанова, генерал-лейтенанта А.П.Рагозина и генерал-лейтенанта Л.А. Постникова.

И.С. Розанов 1974 – 1979 гг.А.П. Рагозин 1979 – 1987 гг.Л.А. Постников 1987 – 1991 гг.