Условия обеспечения энергетической безопасности
Стратегическая значимость энергетики для экономики, в целом для жизнедеятельности страны, с одной стороны, устремления ряда государств, зарубежных энергетических компаний ослабить, более того, подорвать эту отрасль, а значит, и само государство, с другой, обязывает нас поставить надежный заслон этим устремлениям, противопоставить им надежную систему защиты всего топливно-энергетического комплекса.
На сегодняшний день эта система существует, однако изменения обстановки в свете последних событий на Украине обязывают учесть эти изменения, внести соответствующие коррективы в систему мер обеспечения безопасности объекта нашего внимания. Реализация данной установки может быть эффективной при учете и выполнении следующих основных условий:
В процессе обеспечения энергетической безопасности необходимо учитывать все виды угроз, исходящих как извне, так и изнутри нашей страны. На подрыв электроэнергетики, теплоснабжения, нефтяной, газовой и других отраслей топливно-энергетического комплекса (угольной, торфяной) не только в планах, но и в практической деятельности направлены диверсионно-террористические акты, получение интересующей технологической, финансово-производственной информации, хищения, коррупция, производство и продажа контрафактной продукции и другие противоправные действия.
Знание угроз, каналов и способов их реализации позволяет взять под контроль и, более того, предупреждать, пресекать попытки исполнения преступных замыслов, а в целом ряде случаев оказывать обратное воздействие. Под последним понимается проведение разоблачительных информационно-пропагандистских и других активных наступательных мероприятий.
Широкий спектр направлений, видов и форм противоправного воздействия на состояние энергетической безопасности обязывает нас применить весь комплекс мер международно-правового, государственно-правового и административного характера. Кроме них важное значение имеют меры политические, социальные, воспитательно-профилактические и специальные с использованием форм и методов оперативно-розыскной и оперативно-предупредительной работы на исключительно правовой основе.
На самих предприятиях правом проведения отдельных спецмероприятий наделены соответствующие структуры безопасности, которые в таких случаях обязаны поддерживать тесную связь с государственными правоохранительными органами. Такая связь, в том числе координация и взаимодействие, должна поддерживаться на всех этапах подготовки и проведения исключительных мероприятий.
Применение целого комплекса различных по своей направленности и характеру мер со стороны компетентных организационных структур принесет успех только при условии консолидации, тесного их взаимодействия. Вопрос объединения усилий - это аксиома, понятная, казалось бы, всем, но многогранность, большая структурная масштабность топливно-энергетического комплекса, включающего в себя как бы автономно функционирующие подсистемы, обязывают участие в их защите различных правоохранительных органов, выполняющих при этом свои четко обозначенные функции. Констатируя этот факт, не следует бояться своеобразного дублирования их действий. Эффект будет значительно слабее, если в этой работе будет срабатывать принцип монополии.
Практика показывает, что успех в области энергетической безопасности можно достичь не только участием одних правоохранительных органов. С полным основанием мы можем утверждать, что лишь на общегосударственном уровне можно эффективно влиять на причины и условия, способствующие возникновению угроз энергетической безопасности. Последние же следует искать в экономической, социальной, политической, духовной, морально-нравственной и иных областях.
Верная расстановка сил и средств позволит произвести правильное сочетание участников, направлений деятельности, используемых при этом форм и методов по защите всего топливно-энергетического комплекса, акцентирует внимание государства и общества на важности всеобщего участия в обеспечении безопасности жизненно важной отрасли страны.
Названный выше общегосударственный подход предполагает такое условие успешной работы, при котором меры, направленные на защиту топливно-энергетического комплекса, должны чётко встраиваться в общую, единую систему национальной безопасности страны. Как известно, эта система предусматривает защиту экономических, политических, социальных, правовых и других интересов государства и общества. Это особенно актуально в настоящее время, когда санкции зарубежных государств направлены не только на экономическую, финансовую, политическую, но и всю систему государственно-общественных отношений.
Подход обеспечения энергетической безопасности через призму интересов всей национальной безопасности позволит своевременно выявить перерастание вызова западных стран в непосредственную угрозу топливно-энергетическому комплексу, в том числе единой энергосистеме, единой системе газоснабжения, системе магистральных трубопроводов, а в конечном счете в угрозу жизненно важным интересам всех граждан, всего населения страны.
Рассматриваемое условие особенно актуально в период военной спецоперации на Украине, что способно вызвать и уже вызывает активизацию реакционных сил и элементов как извне, так и внутри страны с использованием самых крайних форм и методов.
Высокий профессионализм в работе по обеспечению энергетической безопасности. Повышенная степень опасности объектов топливно-энергетического комплекса требует высокого профессионализма, филигранности в работе по выявлению, предупреждению и пресечению противоправных устремлений. Здесь крайне важно своевременно установить преступный умысел на стадии планирования, подготовки к его реализации.
Применение силы, адекватной направленности, остроте и масштабности преступных посягательств. Выбор средств и методов противостояния зависит от характера и направленности угроз. Одно дело, когда речь идет о подкупе, стремлении получить информацию, воздействовать на принятие управленческих решений, что, в свою очередь, требует оперативного принятия уголовно-правовых и административно-правовых мер. И другое дело, когда для обеспечения безопасности граждан и объектов требуется использование спецподразделений, применение силы. Этот вопрос очень деликатный и требует глубокого осмысления. Дело в том, что силовое воздействие всегда вызывает всплеск эмоций. Оно может способствовать высокому эмоционально-психологическому накалу и противоправной активности среди людей, особенно там, где игнорируются их нужды, не обеспечиваются элементарные социальные запросы.
Само поддержание стабильности на объектах, в районах расположения топливно-энергетического комплекса не в последнюю очередь зависит от социально-экономических условий. Несомненно, это положение необходимо учитывать при проведении административных и оперативных мероприятий спецслужб, направленных на предупреждение и пресечение противоправной деятельности в этих районах. Но, когда речь идёт о попытках совершить диверсию, террористический акт, осуществить захват заложников или инспирировать массовые антиобщественные проявления, применение силы со стороны спецподразделений правоохранительных органов не должно вызывать никаких сомнений.
Важное значение в обеспечении энергетической безопасности имеет знание и учет недостатков в сфере энергетики, возникновение которых зависит от принятия управленческих решений. В частности, негативное влияние на состояние защищенности оказывают:
отсутствие единого подхода, несогласованность управленческих решений в отношении различных отраслей топливно-энергетического комплекса, недостаточный уровень взаимосвязей между ними;
высокая степень износа производственных фондов, приводящая к разрушениям, авариям;
ещё имеющаяся зависимость отрасли от импорта оборудования, зарубежных технологий, материалов;
привязка объектов топливно-энергетического комплекса к районам с опасными природными явлениями.
Многочисленные нарекания в адрес государственных органов идут от населения регионов, не обеспеченных энергетическими продуктами.
Укрепление правовых основ обеспечения энергетической безопасности. Общеизвестно, что право должно соответствовать состоянию общественных отношений, учитывать реальные и возможные формы и виды угроз на их различных этапах. Особенностью обеспечения энергетической безопасности является тот факт, что в своей деятельности она сталкивается с противоправными действиями, затрагивающими различные отрасли права. На сегодняшний день они в целом соответствуют формам и видам угроз на рассматриваемом направлении. Но в настоящее время обстановка настолько динамична, что способна вносить и уже вносит коррективы в меж и внутригосударственные отношения. Насколько своевременно и правильно право будет реагировать на кардиональные изменения в этих отношениях, учитывать новые моменты в преступных посягательствах - настолько это будет способствовать эффективности практической деятельности по обеспечению энергетической, в целом безопасности страны.
Кандидат юридических наук,
доктор политических наук,
профессор Н.А.Романов