ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ
Ещё в 1991 году на круглом столе, проводимом Криминологической Ассоциацией (сразу после её создания) и посвящённом вопросам организованной преступности, президент Ассоциации Азалия Ивановна Долгова отметила: «Организованной преступности удаётся реализовывать планы по установлению монопольного контроля над отраслями промышленного производства и особенно торговли. Организованная преступность вооружена, она запугивает население с целью сохранения себя и своей идеологии, ставит на службу последние достижения науки и техники, выходит за пределы государственных и таможенных границ»1. И далее «Организованная преступность вплелась в экономику, вторглась в систему национальных отношений, политику, стремится контролировать властные, управленческие и хозяйственные структуры. В арсенале средств организованной преступности не последнее место занимают терроризм, разжигание межнациональных и религиозных конфликтов, коррупция»2.
Такую характеристику дала Азалия Ивановна организованной преступности в 90-годы. Сегодня мы видим, что эта преступность легализована, имеет крепкие, устойчивые позиции в органах власти, влияет на принятие управленческих решений. Известная классическая формула «чрезмерное накопление капитала требует со временем выхода на властные структуры, взятие власти в свои руки, чтобы свободно распоряжаться этим капиталом» имеет, к сожалению, реальную основу. Разумеется, в нашем случае под «капиталом» имеются в виду финансовые и иные материальные средства, нажитые криминальным путём.
Произошедшие изменения в обществе способствовали трансформации организованной преступности. Из экономической сферы она перешла в политическую плоскость, в сферу политической борьбы. Ранее бытовало мнение, что организованная преступность, её лидеры аполитичны и, кроме корысти, у них нет других целей и мотивов. Однако сама жизнь, диалектический, классовый подходы доказали несостоятельность этого утверждения. Арест по обвинению в коррупции губернатора Пензенской области, возглавлявшего антикоррупционную комиссию, убедительно свидетельствует о легализации организованной преступности, её вживании во власть, сочетании криминала с политикой.
Как известно, борьба за власть сопровождается использованием насилия. Даже в бескровном противостоянии оно присутствует. Криминальная сущность организованной преступности, её агрессивный, наступательный характер привносят в противоборство использование самых крайних, радикальных форм, приёмов и методов, нашедших отражение в понятии «политический экстремизм».
Активно этот термин стал использоваться во второй половине прошлого века. В 80-е годы ряд учёных – политологов приступили к разработке этой проблемы (А.С. Грачёв, А. Верховский, В. Прибыловский и др.).
В мировом криминологическом сообществе давно идёт спор о том, что следует подразумевать под термином «экстремизм». В документах ООН он понимается как нечто идентичное нетерпимости к нелюдям. В данной трактовке можно заметить сходство с сегрегацией, расовой, человеконенавистнической политикой. Поэтому относительно нашего предмета она весьма условна и спорна.
Большую ясность в этот вопрос вносит Шанхайская конвенция от 14 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». В ней под экстремизмом понимается крайность в насилии. Причём, в насилии, используемом для посягательства на власть, конституционный строй государства, общественную безопасность. Следует отметить, что в Конвенции в понятие «экстремизм» включено не только насилие, но и его обеспечение путём организации или участия в незаконных вооружённых формированиях.
Изучение данной проблемы показывает, что большая часть исследователей приходит к выводу о том, что насилие или угроза его применения (хотя угрозу также можно рассматривать как своеобразную форму морально-психологического насилия) определяет основную сущностную характеристику экстремизма.
История развития политического экстремизма свидетельствует, что со временем из отдельных проявлений он трансформировался в относительно самостоятельное социально-политическое явление с присущими ему элементами: системой взглядов, идей различной политической направленности, организационной структурой с её жёсткой дисциплиной, функциональным разграничением, элементами подчинения, соподчинения и, конечно, конкретной практической деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
В последнее время явление приобрело устойчивый широкомасштабный характер. Эта динамика стала возможной в результате системного кризиса, охватившего страну. Обвал экономики, огромное социальное неравенство, неуклонное с 2015 года снижение уровня жизни граждан, ставшее возможным в результате роста цен, увеличения безработицы, а также расширение системы налогообложения - эти и другие факторы сказываются на уровне социальной напряжённости. На эмоционально - психологическое состояние, являющееся индикатором отношений в обществе, влияют недоступность для значительной части населения полноценного питания, лечения, превышение смертности над рождаемостью. Всё это создаёт атмосферу, в которой люди не видят иного пути для отстаивания своих законных прав и интересов как выход на улицу и выдвижение политических, социально-экономических и иных требований. Попытки решения этих злободневных вопросов в кабинетах властных структур не дали результата. Поэтому негодование выплёскивается на улицу. Нередко протесты сопровождаются угрозами в адрес властей, призывами к объединению и совместному выступлению против сложившейся ситуации, системы управления.
Политическую обстановку усложняет непонимание органами власти в центре и на местах всей её драматичности, появление в их действиях антидемократических тенденций, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Особенно ярко это проявилось во время Пандемии, избирательных кампаний. В практику административного реагирования вошло увольнение рабочих, исключение студентов из вузов за участие в несанкционированных митингах. Причём, это происходит даже в тех случаях, когда люди оказываются в местах массовых выступлений случайно. Такая реакция властей способствует недовольству граждан, росту их политической активности, сопровождаемой проявлениями экстремизма. Примером являются события в Хабаровске, Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске и других городах. Правоохранительным органам ещё предстоит разобраться в мотивах действий «мытищинского стрелка», хранившего большое количество огнестрельного оружия и вступившего в перестрелку с спецназом при попытке его задержания.
Масштабы политического экстремизма, вовлеченность в него различных социальных слоёв, специфика используемых форм, приёмов и методов позволяют говорить о нём как социально-политическом явлении, которое преследует цель захвата, удержания власти или использования её для реализации намеченных социально-политических, экономических и иных установок.
Содержательная сторона политического экстремизма по оценке профессора Авдеева Ю.И. позволяет говорить о нём, как:
- направлении в политике, исключающим компромиссы и делающим ставку на агрессивность, насилие;
- разновидности политических течений, находящихся на крайне «левых» или «правых» позициях (ультранационалистических, расистских, анархистских и других);
- методе политической борьбы;
- идеологии, предусматривающей использование крайних форм и методов борьбы за власть3.
Эта концептуальная характеристика указывает на то, что политический экстремизм представляет собой своеобразное многогранное явление, сочетающее в себе различные политические течения, идеологические установки и способы их реализации.
Встраиваясь в систему политической борьбы и не расходясь с другими её субъектами в постановке стратегических целей, структуры, сделавшие ставку на экстремизм, избрали другие способы их достижения. Эта особенность позволяет рассматривать субъекты политического экстремизма в качестве альтернативного варианта конституционно действующим организациям. Использование насилия, а также организационный характер политического экстремизма создают реальную угрозу общественной безопасности, конституционному строю.
Сравнивая оба явления, организованную преступность и политический экстремизм, отмечая их относительную самостоятельность, необходимо обратить внимание на их тесную взаимосвязь. Так, оба явления нуждаются друг в друге: организованная преступность – в увеличении масштабов антиобщественных, криминальных проявлений, создании фона прикрытия, отвлечении внимания правоохранительных органов, усилении воздействия на власть. Политический экстремизм, в свою очередь, нуждается в получении определённой информации, финансовых, материально-технических поступлениях, нередко проходящих через структуры организованной преступности, привлечении криминальных элементов к проведению отдельных экстремистских акций т.д.
Отличие касается также выбора целей. Если организованная преступность в качестве одной из основных целей ставит взятие власти или установление контроля над ней для приумножения своего капитала, свободного и бесконтрольного его использования, то политический экстремизм в лице ряда партий и движений выдвигает цель захвата власти для установления социального равенства, справедливости, организации общественного способа производства, снижения противоречий в обществе.
Отличие одного явления от другого может касаться методов достижения целей. Например, организованная преступность в качестве одного из основных использует метод накопления, политический экстремизм – насилие или угрозу его применения. Допускается, что такой подход может быть дискуссионным, т.к. организованная преступность не исключает насилие. Это ещё раз доказывает взаимосвязь рассматриваемых явлений.
Большое значение в сущностной характеристике политического экстремизма имеет определение его субъектов. Их можно квалифицировать на:
- индивидуальный;
- организационный;
- государственный.
Следует отметить, что политический экстремизм на государственном уровне тоже можно классифицировать как организационный. Однако масштабы этого вида, его возможности позволяют, по нашему мнению, рассматривать его в качестве самостоятельного.
На путь совершения насильственных посягательств экстремисты-одиночки, как правило, становятся по причине ухудшения материального положения, игнорирования их нужд, несправедливого отношения, конфликтов с административными органами или их конкретными представителями, чувства безысходности. Становление таких лиц на путь экстремистской деятельности может зависеть от их психологического состояния, политических, морально-нравственных установок. Сложность в работе правоохранительных органов с ними обусловлена конспиративностью и непредсказуемостью действий последних. Например, замысел В. Шмонова был обнаружен только во время его покушения на М.Горбачёва в ходе первомайской демонстрации в Москве в 1992 году. Несомненно, действия такой категории экстремистов представляют угрозу для жизни и здоровья объектов посягательств. Кроме того, они способны спровоцировать массовые антиобщественные выступления. Думается, что психология поведения таких лиц нуждается в более тщательном и глубоком исследовании.
Бурное развитие новейших технологий (IT), Интернет, цифровизация значительно увеличили возможности и масштабы экстремистских проявлений. Дискуссии в СМИ по вопросам состояния в обществе, не всегда удачные выступления руководителей, попытки затушевать происходящее вызывают неприятие со стороны пользователей интернет-сайтов. Как реакцию можно увидеть и услышать крайне резкие, нелицеприятные высказывания и угрозы в адрес руководителей. Нередко на сайтах появляются призывы к массовым выступлениям.
Организационный характер политического экстремизма находит отражение в деятельности различных по своим идеологическим установкам партий, организаций, объединений. Повышенная социальная напряжённость в стране привела к резкой активизации их действий. Критика в адрес правительства сопровождается требованиями смены власти, привлечения её представителей, особенно финансово-экономического блока, к ответственности. В выступлениях не исключается революционный переворот, который, как показывает история, не всегда осуществляется бескровно.
Основную часть населения беспокоит превалирование в принимаемых властных решениях интересов олигархии. Непринятие кардинальных, существенных мер по исправлению экономической и социальной обстановки, оздоровлению морально-нравственного и духовного климата способно привести к эшелонированным экстремистским действиям. Массовость политических структур, делающих ставку на экстремизм, стремление к объединению, конспиративность, наличие материально-технической базы, планирование действий повышают их возможности в расшатывании ситуации, создании реальной угрозы общественной безопасности. При бесконтрольном развитии событий не исключается возможность гражданской войны. Для этого достаточно обратиться к истории, особенно к событиям 1918 – 1922 годов в России.
Особой остроты политический экстремизм достигает в сфере межнациональных отношений. Здесь сказывается утрата мощных скрепляющих механизмов интеграции экономики во времена СССР, отсутствие единой национальной, культурной политики. В результате решение межнациональных вопросов происходит на местном уровне нередко с использованием силы, применением оружия. Механизм в таких случаях прост: возникновение межтерриториальных, часто бытовых вопросов, раздел сфер влияния без вмешательства органов власти доходит до крайней степени накала с вовлечением значительного количества участников и перерастанием конфликта в межнациональное противостояние. Подобного рода инциденты происходили на Северном Кавказе ( Осетино-Ингушский, Кабардино-Балкарский конфликты) . Их отголоски продолжаются в настоящее время.
Остроте межнациональных конфликтов в северокавказских областях способствуют особенности национальной психологии коренного населения с его повышенной эмоциональностью, взрывным характером, игнорированием норм права.
Длительное время идут боевые действия в донбасском регионе. Совсем недавно мы были свидетелями вооружённого конфликта на межнациональной и межрегиональной основе в Нагорном Карабахе. Хуже всего, что эти действия не только расшатывают стабильность в регионе, но и сопровождаются многочисленными человеческими жертвами. Негативно они влияют на экономический, политический, морально-нравственный климат.
С проблемой политического экстремизма в сфере межнациональных отношений тесно связаны вопросы сепаратизма. Его проявления по межнациональным и региональным причинам часто имели место в 90-е годы. Возникают они и в настоящее время на Дальнем Востоке, в Уральском регионе, чем создают угрозу территориальной целостности и безопасности государства.
Разделение населения на «коренное» и «пришлое», требования дать привилегии «титульной» нации нередко раздаются в Крыму, Поволжье. В исторической памяти свежи случаи возвращения на места бывшего проживания ранее выселенных народов и насильственного изгнания поселившихся здесь семей. При этом в практику вошло использование силы в переделе земли, пересмотре границ и т.д.
Тактика изгнания с мест постоянного проживания использовалась и продолжает применяться по отношению к русским в Прибалтике, Казахстане, Таджикистане, других регионах Средней Азии.
Отношение населения страны к межнациональным конфликтам дается в исследовании ВЦИОМ. В проведённом им социологическом опросе количество считающих, что данные конфликты могут привести к развалу России, составляет 62,6%; не согласных с этой позицией - 14,2%; 14% затруднились ответить. Таким образом, основная часть общества обеспокоена сложившимися отношениями в рассматриваемой сфере и видит в них деструктивную угрозу.
Причину происходящего в этой области 8,3% видит в естественных, исторически сложившихся противоречиях; 9,7% считает их наследием СССР; 51,1% указывает на инспирирующую роль местных органов власти, 19,3% - федеральных органов.
Не менее остро и активно осуществляется деятельность политического экстремизма на межконфессиональной основе. В этой области происходит слияние национализма и клерикализма. Причём, связь между ними, их переплетение настолько тесны, что порой трудно определить в этом конгломерате превалирование того или иного элемента. Между тем данный вопрос имеет большое значение в предупредительно-профилактической работе правоохранительных органов.
Тесное сочетание национализма и клерикализма является характерным для униатства, ислама, католицизма. Использование религиозных догматов для обоснования экстремистских акций происходит у приверженцев исламского фундаментализма, например, в деятельности запрещённой в РФ исламской группировки "ИГИЛ". Характерным для неё является проведение острых экстремистских действий в различных странах, в том числе на территории России. Такой же тактики придерживаются "Аль-Каида", "Движение Талибан", "Братья мусульмане" и другие.
Преступным целям подчинена проводимая ими миссионерская деятельность, в ходе которой происходит обработка, вербовка граждан, склонение их к выполнению заданий. Отличительной чертой является проведение этой работы конспиративно.
Длительное время в зарубежных мусульманских структурах экстремистской направленности рассматривается идея образования на территории России единого мусульманского государства. Её актуальность не утрачена и в настоящее время. Вынашиваемый план представляет угрозу интересам России, поскольку его реализация предусматривает использование комплекса острых противоправных мер с привлечением местного мусульманского населения.
В системе форм и методов политического межконфессионального экстремизма немалое значение придаётся захвату заложников. Повышенную общественную опасность представляет инспирирование массовых беспорядков. При этом в расчёт берётся психология толпы, её повышенное эмоционально-психологическое состояние, отсутствие контроля над своими действиями, неадекватное поведение и др. Эти особенности используются организаторами для направления толпы на совершение преступлений, в том числе особо тяжких - террористических актов, поджогов, погромов. Недавние события в Белоруссии показали их большую опасность для конституционных основ, угрозу не только системе управления, но и благополучию всего общества.
Классическим примером массовых беспорядков являются события 1962 года в Новочеркасске, во время которых погибло немалое количество людей, в том числе и детей. В считанное время локальный заводской конфликт перерос в массовый с участием населения не только города, но и региона. Просчёт административных, правоохранительных структур состоял в том, что инициативу в массовых беспорядках перехватили криминальные элементы, спровоцировавшие погромы, поджоги, нападения на отделения милиции. С позиций современной ситуации следует принять во внимание, что новочеркасские события начались с игнорирования местной властью законных требований рабочих.
Активизации экстремистских проявлений могут способствовать обличительные выступления церковных иерархов. В обращениях высших сановных лиц РПЦ часто допускается навешивание «чёрных ярлыков» на советское прошлое, в том числе на деятельность правоохранительных органов. В последнее время в их обращениях, а также в выступлениях руководства Русской православной церкви, страны делается ссылка на русского философа В. Ильина. При этом совершенно не учитывается его повышенный интерес и даже определённые симпатии к Гитлеру, фашистским режимам Салазара, Франко.
Не способствуют гуманным принципам РПЦ, её призывам «любви к ближнему» тесные контакты, включение в свою структуру Зарубежной РПЦ с её русофобскими установками, ненавистью к нашей истории. Такая деятельность без должного критического отношения невольно втягивает церковь в политику, что вызывает недовольство не только «левых» партий, но и простых граждан, в том числе верующих. Несомненно, утвердившаяся установка церкви не способствует консолидации общества, сглаживанию имеющихся противоречий.
Как показывает практика, одним из объектов устремлений политического экстремизма является сфера культуры. Демонстрация фильмов с нашим историческим прошлым в «чёрном цвете», активное использование фальсификации искажает сознание граждан, особенно молодёжи, лишает её исторических корней. Так, в последнее время упорно муссируется тема сравнения Советского Союза и гитлеровской Германии. СССР обвиняется в совместном с нею нападении на Польшу и, более того, в развязывании Второй мировой войны. Разумеется, такой подход не может вызвать у молодого поколения уважения к советскому прошлому, его достижениям. В результате возникает диспропорция в восприятии истории, теряется связь поколений, играющая огромную воспитательную роль. Героизация в книгах и на экранах преступников толкает молодёжь к подражанию этим элементам, негативно влияет на её правосознание. Постепенно насаждается культ насилия и жестокости, потребительства и накопительства. Лучшие человеческие качества, которые помогли нашему народу победить в Великой Отечественной войне, преодолеть послевоенные трудности отошли на второй план, а то и вовсе преданы забвению.
Внедряемая в последнее время цифровизация экономики и человека, всех сфер его деятельности, трансформация отечественного образования, здравоохранения и духовной основы общества разрушает созидательную, гуманную сущность человека, расшатывает его нравственные устои. Этим создаётся благодатная почва для негатива во всех его проявлениях.
Отрицательную роль в образовательном и воспитательном процессе играет выхолащивание школьных программ, отсутствие диалектической связи между общественными дисциплинами, которые, можно сказать, находятся в тупике. Они раздроблены на какие-то далёкие от реальности, искусственно созданные школы и направления. Такая политика, несомненно, приводит к деградации, кризису общественного сознания, упадку духовных, морально-нравственных принципов и установок.
Поднятые вопросы частично входят в категорию причин и условий, способствующих деятельности политического экстремизма. Без всякого сомнения, эта категория значительно шире, многограннее. Её следует рассматривать отдельно.
Политический экстремизм на государственном уровне осуществляют государства авторитарные, недемократические. Цель в этом случае – сохранить власть силовым путём, использовать её для насаждения обществу своих установок, контролировать происходящие в нём процессы. В памяти свежи случаи расстрела парламента из танков в октябре 1993года, массового избиения ветеранов, других участников манифестаций, преследования людей по политическим мотивам.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в стране также характеризуется высоким политическим накалом, большой политической активностью партий, движений, рядовых граждан. Как уже отмечалось, это стало возможным в результате системного кризиса, обрушившего экономику, погрузившего значительную часть населения в нищету и не дающего никакой надежды на скорый выход из создавшегося положения.
Оздоровлению обстановки не способствует ряд правительственных решений, касающихся повышения пенсионного возраста, системы налогов, рабочих мест и заработной платы, состояния образования, медицины, ЖКХ и других государственно-социальных проблем. Крен в сторону дисбаланса в экономической и социальной политике, вызвавший усиление противоречий между производительными силами и производственными отношениями, сказался на обострении обстановки, привел к чёткому обозначению противостоящих классовых сил.
В настоящее время силового противостояния, как в 90-е годы, нет. Но всё резче и активнее люди выражают своё неудовлетворение сложившейся ситуацией. Они используют небольшие лазейки в законодательстве (одиночные пикеты), чтобы обратить внимание правительства на необходимость изменений. Нередко граждане, особенно молодёжь, игнорируют запреты и проводят массовые протестные действия. В этих целях используют любой повод: праздничные даты, судебный процесс над Платошкиным, арест и решение суда в отношении Навального, привлечение к ответственности Фургала, нарушения во время избирательных кампаний. Граждан многих регионов возмутили рейдерские атаки при попустительстве местных властей на подмосковный совхоз им. Ленина. В случаях наезда весьма наглядно проявляется связь организованной преступности и политического экстремизма. Все вышеперечисленные случаи характеризует их массовость, сочетание недовольства, выдвижения законных требований о восстановлении справедливости с агрессивностью, угрозами в адрес органов власти.
Для достижения своих целей политический экстремизм использует различные формы. В Федеральном законе от 25.07.2002 года «О противодействии экстремистской деятельности» перечисляются составы преступлений, которые политический экстремизм применяет в своей практике. К этим составам относятся:
- террористический акт;
- угрозы расправой над государственными и политическими деятелями, представителями власти, их родственниками;
- захват заложников, захват и угоны транспортных средств вместе с пассажирами;
- массовые беспорядки;
- несанкционированные митинги, уличные шествия и демонстрации с элементами остроты, способными перерасти в массовые беспорядки;
- нападения на участников митингов, уличных шествий, демонстраций, избиение;
- насильственный захват административных зданий, типографий с имеющимися в них лицами;
- блокирование объектов народного хозяйства, учреждений с целью приостановления их работы;
- демонстративное уничтожение в общественных местах портретов руководителей государства, государственной символики;
- нападения на воинские части, склады с оружием, военные колонны, патрули, объекты органов безопасности и внутренних дел с целью овладения оружием, техникой, документами;
- противодействие проведению важных общественно-политических мероприятий (праздников, выборов, референдумов).
Наличие в перечисленных составах преступлений политических целей, а, следовательно, их относимость к категории политического экстремизма не вызывает сомнений.
Таким образом, из вышеотмеченного следует, что политический экстремизм представляет собой социально-политическое явление, преследующее цель захвата, удержания или использования власти в своих классовых интересах с применением насилия. Своей деятельностью он представляет существенную угрозу конституционному строю, общественной безопасности. Борьба с ним является прерогативой не только правоохранительных органов. Она будет более успешной только в том случае, если в ней найдёт применение весь комплекс государственных мер.
Властным структурам, чтобы не допустить повторения событий 1917 года, необходимо глубоко осознать критичность создавшейся ситуации и сделать решительные шаги, направленные на её изменение. При этом особое внимание следует обратить на улучшение состояния в экономической, социальной, духовно-нравственной и других значимых для личности, общества и государства областях.
Кандидат юридических наук,
доктор политических наук,
профессор Романов Н.А.