СОДРУЖЕСТВО ВЫПУСКНИКОВ АСПИРАНТУРЫ ВШ КГБ СССР - АДЪЮНКТУРЫ АКАДЕМИИ ФСБ РФ


ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ



Ещё в 1991 году на круглом столе, проводимом Криминологической Ассоциацией (сразу после её создания) и посвящённом вопросам организованной преступности, президент Ассоциации Азалия Ивановна Долгова отметила: «Организованной преступности удаётся реализовывать планы по установлению монопольного контроля над отраслями промышленного производства и особенно торговли. Организованная преступность вооружена, она запугивает население с целью сохранения себя и своей идеологии, ставит на службу последние достижения науки и техники, выходит за пределы государственных и таможенных границ»1. И далее «Организованная преступность вплелась в экономику, вторглась в систему национальных отношений, политику, стремится контролировать властные, управленческие и хозяйственные структуры. В арсенале средств организованной преступности не последнее место занимают терроризм, разжигание межнациональных и религиозных конфликтов, коррупция»2.

Такую характеристику дала Азалия Ивановна организованной преступности в 90-годы. Сегодня мы видим, что эта преступность легализована, имеет крепкие, устойчивые позиции в органах власти, влияет на принятие управленческих решений. Известная классическая формула «чрезмерное накопление капитала требует со временем выхода на властные структуры, взятие власти в свои руки, чтобы свободно распоряжаться этим капиталом» имеет, к сожалению, реальную основу. Разумеется, в нашем случае под «капиталом» имеются в виду финансовые и иные материальные средства, нажитые криминальным путём.

Произошедшие изменения в обществе способствовали трансформации организованной преступности. Из экономической сферы она перешла в политическую плоскость, в сферу политической борьбы. Ранее бытовало мнение, что организованная преступность, её лидеры аполитичны и, кроме корысти, у них нет других целей и мотивов. Однако сама жизнь, диалектический, классовый подходы доказали несостоятельность этого утверждения. Арест по обвинению в коррупции губернатора Пензенской области, возглавлявшего антикоррупционную комиссию, убедительно свидетельствует о легализации организованной преступности, её вживании во власть, сочетании криминала с политикой.

Как известно, борьба за власть сопровождается использованием насилия. Даже в бескровном противостоянии оно присутствует. Криминальная сущность организованной преступности, её агрессивный, наступательный характер привносят в противоборство использование самых крайних, радикальных форм, приёмов и методов, нашедших отражение в понятии «политический экстремизм».

Активно этот термин стал использоваться во второй половине прошлого века. В 80-е годы ряд учёных – политологов приступили к разработке этой проблемы (А.С. Грачёв, А. Верховский, В. Прибыловский и др.).

В мировом криминологическом сообществе давно идёт спор о том, что следует подразумевать под термином «экстремизм». В документах ООН он понимается как нечто идентичное нетерпимости к нелюдям. В данной трактовке можно заметить сходство с сегрегацией, расовой, человеконенавистнической политикой. Поэтому относительно нашего предмета она весьма условна и спорна.

Большую ясность в этот вопрос вносит Шанхайская конвенция от 14 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». В ней под экстремизмом понимается крайность в насилии. Причём, в насилии, используемом для посягательства на власть, конституционный строй государства, общественную безопасность. Следует отметить, что в Конвенции в понятие «экстремизм» включено не только насилие, но и его обеспечение путём организации или участия в незаконных вооружённых формированиях.

Изучение данной проблемы показывает, что большая часть исследователей приходит к выводу о том, что насилие или угроза его применения (хотя угрозу также можно рассматривать как своеобразную форму морально-психологического насилия) определяет основную сущностную характеристику экстремизма.

История развития политического экстремизма свидетельствует, что со временем из отдельных проявлений он трансформировался в относительно самостоятельное социально-политическое явление с присущими ему элементами: системой взглядов, идей различной политической направленности, организационной структурой с её жёсткой дисциплиной, функциональным разграничением, элементами подчинения, соподчинения и, конечно, конкретной практической деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

В последнее время явление приобрело устойчивый широкомасштабный характер. Эта динамика стала возможной в результате системного кризиса, охватившего страну. Обвал экономики, огромное социальное неравенство, неуклонное с 2015 года снижение уровня жизни граждан, ставшее возможным в результате роста цен, увеличения безработицы, а также расширение системы налогообложения - эти и другие факторы сказываются на уровне социальной напряжённости. На эмоционально - психологическое состояние, являющееся индикатором отношений в обществе, влияют недоступность для значительной части населения полноценного питания, лечения, превышение смертности над рождаемостью. Всё это создаёт атмосферу, в которой люди не видят иного пути для отстаивания своих законных прав и интересов как выход на улицу и выдвижение политических, социально-экономических и иных требований. Попытки решения этих злободневных вопросов в кабинетах властных структур не дали результата. Поэтому негодование выплёскивается на улицу. Нередко протесты сопровождаются угрозами в адрес властей, призывами к объединению и совместному выступлению против сложившейся ситуации, системы управления.

Политическую обстановку усложняет непонимание органами власти в центре и на местах всей её драматичности, появление в их действиях антидемократических тенденций, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Особенно ярко это проявилось во время Пандемии, избирательных кампаний. В практику административного реагирования вошло увольнение рабочих, исключение студентов из вузов за участие в несанкционированных митингах. Причём, это происходит даже в тех случаях, когда люди оказываются в местах массовых выступлений случайно. Такая реакция властей способствует недовольству граждан, росту их политической активности, сопровождаемой проявлениями экстремизма. Примером являются события в Хабаровске, Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске и других городах. Правоохранительным органам ещё предстоит разобраться в мотивах действий «мытищинского стрелка», хранившего большое количество огнестрельного оружия и вступившего в перестрелку с спецназом при попытке его задержания.

Масштабы политического экстремизма, вовлеченность в него различных социальных слоёв, специфика используемых форм, приёмов и методов позволяют говорить о нём как социально-политическом явлении, которое преследует цель захвата, удержания власти или использования её для реализации намеченных социально-политических, экономических и иных установок.

Содержательная сторона политического экстремизма по оценке профессора Авдеева Ю.И. позволяет говорить о нём, как:

- направлении в политике, исключающим компромиссы и делающим ставку на агрессивность, насилие;

- разновидности политических течений, находящихся на крайне «левых» или «правых» позициях (ультранационалистических, расистских, анархистских и других);

- методе политической борьбы;

- идеологии, предусматривающей использование крайних форм и методов борьбы за власть3.

Эта концептуальная характеристика указывает на то, что политический экстремизм представляет собой своеобразное многогранное явление, сочетающее в себе различные политические течения, идеологические установки и способы их реализации.

Встраиваясь в систему политической борьбы и не расходясь с другими её субъектами в постановке стратегических целей, структуры, сделавшие ставку на экстремизм, избрали другие способы их достижения. Эта особенность позволяет рассматривать субъекты политического экстремизма в качестве альтернативного варианта конституционно действующим организациям. Использование насилия, а также организационный характер политического экстремизма создают реальную угрозу общественной безопасности, конституционному строю.

Сравнивая оба явления, организованную преступность и политический экстремизм, отмечая их относительную самостоятельность, необходимо обратить внимание на их тесную взаимосвязь. Так, оба явления нуждаются друг в друге: организованная преступность – в увеличении масштабов антиобщественных, криминальных проявлений, создании фона прикрытия, отвлечении внимания правоохранительных органов, усилении воздействия на власть. Политический экстремизм, в свою очередь, нуждается в получении определённой информации, финансовых, материально-технических поступлениях, нередко проходящих через структуры организованной преступности, привлечении криминальных элементов к проведению отдельных экстремистских акций т.д.

Отличие касается также выбора целей. Если организованная преступность в качестве одной из основных целей ставит взятие власти или установление контроля над ней для приумножения своего капитала, свободного и бесконтрольного его использования, то политический экстремизм в лице ряда партий и движений выдвигает цель захвата власти для установления социального равенства, справедливости, организации общественного способа производства, снижения противоречий в обществе.

Отличие одного явления от другого может касаться методов достижения целей. Например, организованная преступность в качестве одного из основных использует метод накопления, политический экстремизм – насилие или угрозу его применения. Допускается, что такой подход может быть дискуссионным, т.к. организованная преступность не исключает насилие. Это ещё раз доказывает взаимосвязь рассматриваемых явлений.

Большое значение в сущностной характеристике политического экстремизма имеет определение его субъектов. Их можно квалифицировать на:

- индивидуальный;

- организационный;

- государственный.

Следует отметить, что политический экстремизм на государственном уровне тоже можно классифицировать как организационный. Однако масштабы этого вида, его возможности позволяют, по нашему мнению, рассматривать его в качестве самостоятельного.

На путь совершения насильственных посягательств экстремисты-одиночки, как правило, становятся по причине ухудшения материального положения, игнорирования их нужд, несправедливого отношения, конфликтов с административными органами или их конкретными представителями, чувства безысходности. Становление таких лиц на путь экстремистской деятельности может зависеть от их психологического состояния, политических, морально-нравственных установок. Сложность в работе правоохранительных органов с ними обусловлена конспиративностью и непредсказуемостью действий последних. Например, замысел В. Шмонова был обнаружен только во время его покушения на М.Горбачёва в ходе первомайской демонстрации в Москве в 1992 году. Несомненно, действия такой категории экстремистов представляют угрозу для жизни и здоровья объектов посягательств. Кроме того, они способны спровоцировать массовые антиобщественные выступления. Думается, что психология поведения таких лиц нуждается в более тщательном и глубоком исследовании.

Бурное развитие новейших технологий (IT), Интернет, цифровизация значительно увеличили возможности и масштабы экстремистских проявлений. Дискуссии в СМИ по вопросам состояния в обществе, не всегда удачные выступления руководителей, попытки затушевать происходящее вызывают неприятие со стороны пользователей интернет-сайтов. Как реакцию можно увидеть и услышать крайне резкие, нелицеприятные высказывания и угрозы в адрес руководителей. Нередко на сайтах появляются призывы к массовым выступлениям.

Организационный характер политического экстремизма находит отражение в деятельности различных по своим идеологическим установкам партий, организаций, объединений. Повышенная социальная напряжённость в стране привела к резкой активизации их действий. Критика в адрес правительства сопровождается требованиями смены власти, привлечения её представителей, особенно финансово-экономического блока, к ответственности. В выступлениях не исключается революционный переворот, который, как показывает история, не всегда осуществляется бескровно.

Основную часть населения беспокоит превалирование в принимаемых властных решениях интересов олигархии. Непринятие кардинальных, существенных мер по исправлению экономической и социальной обстановки, оздоровлению морально-нравственного и духовного климата способно привести к эшелонированным экстремистским действиям. Массовость политических структур, делающих ставку на экстремизм, стремление к объединению, конспиративность, наличие материально-технической базы, планирование действий повышают их возможности в расшатывании ситуации, создании реальной угрозы общественной безопасности. При бесконтрольном развитии событий не исключается возможность гражданской войны. Для этого достаточно обратиться к истории, особенно к событиям 1918 – 1922 годов в России.

Особой остроты политический экстремизм достигает в сфере межнациональных отношений. Здесь сказывается утрата мощных скрепляющих механизмов интеграции экономики во времена СССР, отсутствие единой национальной, культурной политики. В результате решение межнациональных вопросов происходит на местном уровне нередко с использованием силы, применением оружия. Механизм в таких случаях прост: возникновение межтерриториальных, часто бытовых вопросов, раздел сфер влияния без вмешательства органов власти доходит до крайней степени накала с вовлечением значительного количества участников и перерастанием конфликта в межнациональное противостояние. Подобного рода инциденты происходили на Северном Кавказе ( Осетино-Ингушский, Кабардино-Балкарский конфликты) . Их отголоски продолжаются в настоящее время.

Остроте межнациональных конфликтов в северокавказских областях способствуют особенности национальной психологии коренного населения с его повышенной эмоциональностью, взрывным характером, игнорированием норм права.

Длительное время идут боевые действия в донбасском регионе. Совсем недавно мы были свидетелями вооружённого конфликта на межнациональной и межрегиональной основе в Нагорном Карабахе. Хуже всего, что эти действия не только расшатывают стабильность в регионе, но и сопровождаются многочисленными человеческими жертвами. Негативно они влияют на экономический, политический, морально-нравственный климат.

С проблемой политического экстремизма в сфере межнациональных отношений тесно связаны вопросы сепаратизма. Его проявления по межнациональным и региональным причинам часто имели место в 90-е годы. Возникают они и в настоящее время на Дальнем Востоке, в Уральском регионе, чем создают угрозу территориальной целостности и безопасности государства.

Разделение населения на «коренное» и «пришлое», требования дать привилегии «титульной» нации нередко раздаются в Крыму, Поволжье. В исторической памяти свежи случаи возвращения на места бывшего проживания ранее выселенных народов и насильственного изгнания поселившихся здесь семей. При этом в практику вошло использование силы в переделе земли, пересмотре границ и т.д.

Тактика изгнания с мест постоянного проживания использовалась и продолжает применяться по отношению к русским в Прибалтике, Казахстане, Таджикистане, других регионах Средней Азии.

Отношение населения страны к межнациональным конфликтам дается в исследовании ВЦИОМ. В проведённом им социологическом опросе количество считающих, что данные конфликты могут привести к развалу России, составляет 62,6%; не согласных с этой позицией - 14,2%; 14% затруднились ответить. Таким образом, основная часть общества обеспокоена сложившимися отношениями в рассматриваемой сфере и видит в них деструктивную угрозу.

Причину происходящего в этой области 8,3% видит в естественных, исторически сложившихся противоречиях; 9,7% считает их наследием СССР; 51,1% указывает на инспирирующую роль местных органов власти, 19,3% - федеральных органов.

Не менее остро и активно осуществляется деятельность политического экстремизма на межконфессиональной основе. В этой области происходит слияние национализма и клерикализма. Причём, связь между ними, их переплетение настолько тесны, что порой трудно определить в этом конгломерате превалирование того или иного элемента. Между тем данный вопрос имеет большое значение в предупредительно-профилактической работе правоохранительных органов.

Тесное сочетание национализма и клерикализма является характерным для униатства, ислама, католицизма. Использование религиозных догматов для обоснования экстремистских акций происходит у приверженцев исламского фундаментализма, например, в деятельности запрещённой в РФ исламской группировки "ИГИЛ". Характерным для неё является проведение острых экстремистских действий в различных странах, в том числе на территории России. Такой же тактики придерживаются "Аль-Каида", "Движение Талибан", "Братья мусульмане" и другие.

Преступным целям подчинена проводимая ими миссионерская деятельность, в ходе которой происходит обработка, вербовка граждан, склонение их к выполнению заданий. Отличительной чертой является проведение этой работы конспиративно.

Длительное время в зарубежных мусульманских структурах экстремистской направленности рассматривается идея образования на территории России единого мусульманского государства. Её актуальность не утрачена и в настоящее время. Вынашиваемый план представляет угрозу интересам России, поскольку его реализация предусматривает использование комплекса острых противоправных мер с привлечением местного мусульманского населения.

В системе форм и методов политического межконфессионального экстремизма немалое значение придаётся захвату заложников. Повышенную общественную опасность представляет инспирирование массовых беспорядков. При этом в расчёт берётся психология толпы, её повышенное эмоционально-психологическое состояние, отсутствие контроля над своими действиями, неадекватное поведение и др. Эти особенности используются организаторами для направления толпы на совершение преступлений, в том числе особо тяжких - террористических актов, поджогов, погромов. Недавние события в Белоруссии показали их большую опасность для конституционных основ, угрозу не только системе управления, но и благополучию всего общества.

Классическим примером массовых беспорядков являются события 1962 года в Новочеркасске, во время которых погибло немалое количество людей, в том числе и детей. В считанное время локальный заводской конфликт перерос в массовый с участием населения не только города, но и региона. Просчёт административных, правоохранительных структур состоял в том, что инициативу в массовых беспорядках перехватили криминальные элементы, спровоцировавшие погромы, поджоги, нападения на отделения милиции. С позиций современной ситуации следует принять во внимание, что новочеркасские события начались с игнорирования местной властью законных требований рабочих.

Активизации экстремистских проявлений могут способствовать обличительные выступления церковных иерархов. В обращениях высших сановных лиц РПЦ часто допускается навешивание «чёрных ярлыков» на советское прошлое, в том числе на деятельность правоохранительных органов. В последнее время в их обращениях, а также в выступлениях руководства Русской православной церкви, страны делается ссылка на русского философа В. Ильина. При этом совершенно не учитывается его повышенный интерес и даже определённые симпатии к Гитлеру, фашистским режимам Салазара, Франко.

Не способствуют гуманным принципам РПЦ, её призывам «любви к ближнему» тесные контакты, включение в свою структуру Зарубежной РПЦ с её русофобскими установками, ненавистью к нашей истории. Такая деятельность без должного критического отношения невольно втягивает церковь в политику, что вызывает недовольство не только «левых» партий, но и простых граждан, в том числе верующих. Несомненно, утвердившаяся установка церкви не способствует консолидации общества, сглаживанию имеющихся противоречий.

Как показывает практика, одним из объектов устремлений политического экстремизма является сфера культуры. Демонстрация фильмов с нашим историческим прошлым в «чёрном цвете», активное использование фальсификации искажает сознание граждан, особенно молодёжи, лишает её исторических корней. Так, в последнее время упорно муссируется тема сравнения Советского Союза и гитлеровской Германии. СССР обвиняется в совместном с нею нападении на Польшу и, более того, в развязывании Второй мировой войны. Разумеется, такой подход не может вызвать у молодого поколения уважения к советскому прошлому, его достижениям. В результате возникает диспропорция в восприятии истории, теряется связь поколений, играющая огромную воспитательную роль. Героизация в книгах и на экранах преступников толкает молодёжь к подражанию этим элементам, негативно влияет на её правосознание. Постепенно насаждается культ насилия и жестокости, потребительства и накопительства. Лучшие человеческие качества, которые помогли нашему народу победить в Великой Отечественной войне, преодолеть послевоенные трудности отошли на второй план, а то и вовсе преданы забвению.

Внедряемая в последнее время цифровизация экономики и человека, всех сфер его деятельности, трансформация отечественного образования, здравоохранения и духовной основы общества разрушает созидательную, гуманную сущность человека, расшатывает его нравственные устои. Этим создаётся благодатная почва для негатива во всех его проявлениях.

Отрицательную роль в образовательном и воспитательном процессе играет выхолащивание школьных программ, отсутствие диалектической связи между общественными дисциплинами, которые, можно сказать, находятся в тупике. Они раздроблены на какие-то далёкие от реальности, искусственно созданные школы и направления. Такая политика, несомненно, приводит к деградации, кризису общественного сознания, упадку духовных, морально-нравственных принципов и установок.

Поднятые вопросы частично входят в категорию причин и условий, способствующих деятельности политического экстремизма. Без всякого сомнения, эта категория значительно шире, многограннее. Её следует рассматривать отдельно.

Политический экстремизм на государственном уровне осуществляют государства авторитарные, недемократические. Цель в этом случае – сохранить власть силовым путём, использовать её для насаждения обществу своих установок, контролировать происходящие в нём процессы. В памяти свежи случаи расстрела парламента из танков в октябре 1993года, массового избиения ветеранов, других участников манифестаций, преследования людей по политическим мотивам.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в стране также характеризуется высоким политическим накалом, большой политической активностью партий, движений, рядовых граждан. Как уже отмечалось, это стало возможным в результате системного кризиса, обрушившего экономику, погрузившего значительную часть населения в нищету и не дающего никакой надежды на скорый выход из создавшегося положения.

Оздоровлению обстановки не способствует ряд правительственных решений, касающихся повышения пенсионного возраста, системы налогов, рабочих мест и заработной платы, состояния образования, медицины, ЖКХ и других государственно-социальных проблем. Крен в сторону дисбаланса в экономической и социальной политике, вызвавший усиление противоречий между производительными силами и производственными отношениями, сказался на обострении обстановки, привел к чёткому обозначению противостоящих классовых сил.

В настоящее время силового противостояния, как в 90-е годы, нет. Но всё резче и активнее люди выражают своё неудовлетворение сложившейся ситуацией. Они используют небольшие лазейки в законодательстве (одиночные пикеты), чтобы обратить внимание правительства на необходимость изменений. Нередко граждане, особенно молодёжь, игнорируют запреты и проводят массовые протестные действия. В этих целях используют любой повод: праздничные даты, судебный процесс над Платошкиным, арест и решение суда в отношении Навального, привлечение к ответственности Фургала, нарушения во время избирательных кампаний. Граждан многих регионов возмутили рейдерские атаки при попустительстве местных властей на подмосковный совхоз им. Ленина. В случаях наезда весьма наглядно проявляется связь организованной преступности и политического экстремизма. Все вышеперечисленные случаи характеризует их массовость, сочетание недовольства, выдвижения законных требований о восстановлении справедливости с агрессивностью, угрозами в адрес органов власти.

Для достижения своих целей политический экстремизм использует различные формы. В Федеральном законе от 25.07.2002 года «О противодействии экстремистской деятельности» перечисляются составы преступлений, которые политический экстремизм применяет в своей практике. К этим составам относятся:

- террористический акт;

- угрозы расправой над государственными и политическими деятелями, представителями власти, их родственниками;

- захват заложников, захват и угоны транспортных средств вместе с пассажирами;

- массовые беспорядки;

- несанкционированные митинги, уличные шествия и демонстрации с элементами остроты, способными перерасти в массовые беспорядки;

- нападения на участников митингов, уличных шествий, демонстраций, избиение;

- насильственный захват административных зданий, типографий с имеющимися в них лицами;

- блокирование объектов народного хозяйства, учреждений с целью приостановления их работы;

- демонстративное уничтожение в общественных местах портретов руководителей государства, государственной символики;

- нападения на воинские части, склады с оружием, военные колонны, патрули, объекты органов безопасности и внутренних дел с целью овладения оружием, техникой, документами;

- противодействие проведению важных общественно-политических мероприятий (праздников, выборов, референдумов).

Наличие в перечисленных составах преступлений политических целей, а, следовательно, их относимость к категории политического экстремизма не вызывает сомнений.

Таким образом, из вышеотмеченного следует, что политический экстремизм представляет собой социально-политическое явление, преследующее цель захвата, удержания или использования власти в своих классовых интересах с применением насилия. Своей деятельностью он представляет существенную угрозу конституционному строю, общественной безопасности. Борьба с ним является прерогативой не только правоохранительных органов. Она будет более успешной только в том случае, если в ней найдёт применение весь комплекс государственных мер.

Властным структурам, чтобы не допустить повторения событий 1917 года, необходимо глубоко осознать критичность создавшейся ситуации и сделать решительные шаги, направленные на её изменение. При этом особое внимание следует обратить на улучшение состояния в экономической, социальной, духовно-нравственной и других значимых для личности, общества и государства областях.



Кандидат юридических наук,

доктор политических наук,

профессор Романов Н.А.

Полезные статьи

Работа с недобросовестной конкуренции

Противодействие недобросовестной...
Подробнее

В годы суровых испытаний Великой Отечественной войны

В годы суровых испытаний Великой Отечественной войны 22 июня 1941 г. начальник Высшей школы НКГБ комбриг Н.К. Давыдов издал приказ, в...
Подробнее

Павел Кренёв получил главную литературную премию фестиваля

Павел Кренёв получил главную литературную премию фестиваля.Павел Кренёв, член  Содружества  выпускников аспирантуры ВШ КГБ СССР...
Подробнее

Деревенский бег с препятствиями

+ СВЕТ РУССКОГО СЕВЕРА Павел Кренёв Деревенский бег с препятствиями В самом деле реальная история, имевшая место на Летнем берегу...
Подробнее

Сопровождение бизнеса

Информационно-аналитическое сопровождение бизнеса в целях снижения...
Подробнее

История Академии

История Академии ФСБ РоссииАкадемия Федеральной службы безопасности Российской Федерации ведет свою историю от образованных в апреле...
Подробнее