СОДРУЖЕСТВО ВЫПУСКНИКОВ АСПИРАНТУРЫ ВШ КГБ СССР - АДЪЮНКТУРЫ АКАДЕМИИ ФСБ РФ


Зарождение школы

Зарождение школы

 

Окончание Гражданской войны, переход к НЭПу потребовали коренной перестройки всей системы подготовки сотрудников органов безопасности. Учитывая важность повышения уровня подготовки кадров, Ф.Э. Дзержинский писал: «Прошли те времена, когда мы противопоставляли контрреволюции только беззаветную смелость сотрудников органов безопасности и большевистскую преданность. Теперь к этим ценным качествам необходимо добавить хорошую выучку, образованность, отличное знание своего дела».

В первую очередь было признано целесообразным увеличить срок обучения на курсах до трех месяцев, установить для них постоянные штат и структуру. 29 января 1921 г. на основании постановления Президиума ВЧК организуются курсы по подготовке сотрудников для службы в органах ВЧК.

Занятия на курсах по подготовке работников для органов ВЧК начались 26 апреля 1921 г. Постепенно накапливался опыт подготовки кадров, совершенствовалось практическое обучение. Отсутствие учебных пособий повышало роль лекций и непосредственного общения преподавателей с курсантами, заставляло искать новые формы занятий. Одной из довольно эффективных форм стало проведение практических занятий в специализированных группах с привлечением к обучению курсантов оперативных работников.

Курсанты распределялись по следующим секциям: Особого и Секретного отделов, по борьбе с бандитизмом, по транспорту, по оперативной и секретной работе, статистическо-регистрационной и экономической. Распределение курсантов по секциям производилось представителями оперативных отделов ВЧК совместно с администрацией курсов.

Во время практических занятий оперативные работники выявляли способности курсантов и возможные направления последующей деятельности каждого из них в определенной должности в органах и войсках ВЧК.

Был пересмотрен первоначальный подход к использованию опыта работы и специалистов дореволюционных правоохранительных органов. В качестве преподавателей на курсы стали приглашать известных работников жандармерии, полиции и разведки, которые вели обучение по «старорежимным» учебникам. Более того, в основу деятельности ряда служб ВЧК были положены методы и приемы царской тайной полиции. Например, инструкция, принятая 1-й Всероссийской конференцией ЧК и закрепившая основы работы наружного наблюдения, многое заимствовала из инструктивных документов филерской службы, в том числе организационные принципы, терминологию и конкретные методы работы.

Стали формироваться фонды новых учебных пособий, нормативных материалов. Среди тех, которые сохранились, можно отметить «Необходимое руководство для агентов чрезвычайных комиссий» (1918), «Краткие сведения из агентурной разведки» (1919), «Инструкция для комиссаров чрезвычайных комиссий» (1920), «Исторический обзор белогвардейского заговора в Петрограде» (автор П.А.Карусь) и др. Курсантам было рекомендовано чтение журналов «Красная новь», «Под знаменем марксизма», «Печать и революция», «Книга и революция», «Октябрь», «Молодая гвардия».

Большое внимание на курсах уделялось военному делу и физической подготовке слушателей. Учебные программы предусматривали отработку навыков владения оружием, стрельбы, строевую и физическую подготовку. Слушатели участвовали в военных парадах, в войсковых операциях с участием сотрудников органов безопасности.

Обсуждение всех принципиальных вопросов внутренней жизни происходило на заседаниях постоянно созываемого Академического совета курсов ГПУ (в связи с реорганизацией ВЧК в ГПУ курсы ВЧК были преобразованы в курсы ГПУ).

В 1922 г. принимается утвержденное Коллегией ГПУ Положение о Высших курсах, в котором определяются организация и аппарат управления, задачи отделов. В Положении отмечалась ведущая роль Высших курсов в организационном и учебно-методическом становлении всей системы подготовки кадров органов госбезопасности. Созданный на Высших курсах учебно-инструкторский отдел разрабатывал планы, программы для всей сети курсов и школ при местных органах ГПУ. Вопросы учебного процесса решались на Учебном совете, в который входили представители Высших курсов и сотрудники оперативных отделов центрального аппарата ГПУ. Совет лекторов, состоявший из начальника курсов, начальника учебной части, лекторов и преподавателей, обсуждал методику преподавания, составлял учебные планы, программы, лекции, распределял время занятий, осуществлял воспитательную работу.

В зависимости от реальных угроз безопасности страны усиливалась специализация в подготовке кадров оперативного состава органов ГПУ. Ф.Э. Дзержинский уделял большое внимание укреплению и обеспечению безопасности железнодорожного транспорта, имевшего важнейшее народнохозяйственное значение для возрождения экономического потенциала страны. Соответственно укреплялись аппараты сотрудников органов безопасности на транспорте, для которых нужно было готовить чекистов-транспортников. Приказом ГПУ от 23 марта 1923 г. была открыта 1-я Московская школа Транспортного отдела ГПУ, названная именем Ф.Э. Дзержинского, которая затем была переименована в Центральные транспортные курсы ГПУ. История курсов примечательна тем, что впоследствии они станут одними из наиболее специализированных курсов Центральной школы ОГПУ.

Москва, Б. Кисельный пер., д. 11. Здесь в 1922 – 1925 гг. размещалась 1-я Московская школа ТО ОГПУ, а в 1925 – 1930 гг. Школа ОГПУ им. Ф.Э. Дзержинского

В ноябре 1923 г. создается Высшая пограничная школа ОГПУ, и основная подготовка оперативных сотрудников для пограничных войск передается во вновь созданное учебное заведение.

5 выпуск VII роты Школы ТО ОГПУ им. Ф.Э. Дзержинского. 1927г.

В июле 1929 г. Высшие курсы ОГПУ преобразовываются в школу по переподготовке работников внутренних органов. Отбор в учебное заведение органов государственной безопасности стал еще более тщательным. Для командируемых на учебу стаж службы в ОГПУ увеличился до 5 лет.

В связи с созданием школы по переподготовке кадров внутренних органов ОГПУ в августе 1929 г. подготовка кадров ОГПУ при Высшей пограничной школе ликвидируется и все обучение сотрудников для Секретного отдела (СО), Экономического отдела (ЭКО) и Информационного отдела (ИНФО) ОГПУ СССР сосредоточивается во вновь сформированной школе. В начале 1920-х годов кроме курсов лекций и нормативных документов появляются первые учебные пособия. Заслуживает внимания, например, такая работа, как «Канва агентурной разведки» (1921). Особо плодотворной была вторая половина 20-х годов. Появляется ряд работ М.Е. Климова: «Техника контрразведывательной службы» (1925), «Экономическая контрреволюция» (1928), «Краткие очерки антисоветских политпартий» (1928), «Очерки по истории карательных органов» (1928) и другие.