27 июня 2022 года Президент "Содружества выпускников аспирантуры ВШ КГБ СССР адъюнктуры Академии ФСБ РФ" Кудимов А.В. совместно с членами Содружества Н.А. Романовым, Ш.Р. Мурсалимовым, А.Н. Выборным приняли участие в работе больших парламентских слушаний по вопросам развития системы высшего образования в РФ, которые состоялись в Государственной Думе Федерального Собрания РФ под председательством Вячеслава Викторовича Володина.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
С лева на право: А.Н.Выборный, Н.А.Романов, А.В.Кудимов.
В ходе слушаний Председатель ГД обратил внимание ректоров и представителей вузовского сообщества на важность критерия качества, а не количества в системе образования, недопустимость антироссийской пропаганды в образовательном процессе, а также предложил проводить курсы повышения квалификации специалистов только на базе ведущих вузов страны и отдавать приоритет практическим очным занятиям, а не онлайн-обучению.
В своем выступлении Министр науки и высшего образования Валерий Фальков назвал ключевые принципы новой системы национального высшего образования. Первый — направленность всей системы на развитие интересов страны, достижение национальных целей.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков
Второй принцип — открытость, развитие отношений со всеми, кто в этом заинтересован; третий — фундаментальность .
Как отметил Министр, залогом качества образования должно стать сочетание фундаментальности и практичности. Четвертый принцип — гибкость : она должна исходить из запросов экономики, работодателей, считает Валерий Фальков. Помимо этого важна практичность : образование должно быть востребовано, добавил Министр.
Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий на слушаниях отметил, что во многих областях знаний получение квалификации магистра за два года без соответствующей базы привело к ухудшению качества образования.
Ректор МГУ им.М.В.Ломоносова Виктор Садовничий
Также он предложил рассмотреть несколько траекторий развития высшего образования в России. Первая — специалитет на пять–шесть лет с получением одной или двух квалификаций . Этот вариант он считает приоритетным: так надо готовить специалистов для высокотехнологичных и имеющих государственное значение отраслей.
Вторая — бакалавр + магистр по интегрированным специальностям : это целесообразно также для наукоемких, высокотехнологичных направлений подготовки. Вариант предполагает возможность выхода с траектории после диплома бакалавра, однако статистика МГУ показывает, что 90 % выпускников предпочитают именно эту модель, тем самым вариант прошел проверку временем, добавил Виктор Садовничий.
Третья — оставить доминирующую сейчас модель бакалавриата в четыре года с отдельными правилами приема: она преимущественно нужна для иностранных граждан.
Мнение вузовского сообщества было отражено в выступлениях ректоров ведущих вузов страны.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев заявил, что должны дать возможность пользоваться публичной собственностью вузов всем, но на основе правил, установленных на федеральном уровне. Также он обратил внимание на то, что мобильности и единообразия не удалось до сих пор добиться в системе высшего образования России.
Новая модель должна учитывать традиции, «мегапредметность», практикоориентированность и новые вызовы , отметил ректор МГЮА им. О.Е. Кутафина Виктор Блажеев. «Бакалавр — это незавершенное высшее образование», как в советское время, считает он, а магистратура должна быть «дополнительной опцией, ступенью в карьерном росте».
Ректор ПМГМУ им. И.М.Сеченова, Председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений Петр Глыбочко обратился с просьбой убрать слово «услуга» из законодательства о медицинской деятельности . «Мы оказываем медицинскую помощь», — подчеркнул он.