ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Гибридная война, развязанная коллективным Западом против России с использованием военной силы, ещё раз убедительно доказала, что решающий успех в межгосударственном противоборстве может достичь страна, обладающая более мощной экономикой, передовыми технологиями, высоким интеллектом, патриотическим чувством, единством и сплочённостью народа, отлаженной системой управления.
Диалектический подход к изучению этих элементов, определяющих эффективность государственной системы, рассмотрение всех в тесной взаимосвязи позволяет сделать вывод, что их качественное состояние в значительной степени зависит от сложившейся системы образования.
Практика показывает, что только оно способно подготовить специалистов, профессионалов, создать рабочий потенциал для всех сфер и отраслей. Это наделяет его уникальной возможностью оказывать влияние на характер отношений в государстве и обществе, между государством и обществом, между входящими в них субъектами. Другими словами, образование является системообразующим институтом, способным определять качественные характеристики базисной и надстроечной структур. Эта особенность выводит его на уровень стратегически важного фактора политики государства.
Наличие острых внешних и внутренних противоречий, нередко представляющих угрозу государственности, заставляет его заниматься проблемами безопасности. Одной из особенностей нашей страны является наличие многих элементов национального, конфессионального, культурного, многопоясного, формационного и иного характера. В этой связи перед правоведами возник вопрос о правомерности использования термина «национальная безопасность» России. Многие из них справедливо рассматривают его в качестве собирательного, включающего такие виды, как государственная, общественная безопасность и другие. Наиболее распространённой является точка зрения, в соответствии с которой национальная безопасность представляет собой «состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качества и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации».
Практический опыт показывает, что национальная безопасность может быть обеспечена при условии успешной модернизации всех основных производственно-экономических отраслей государства, высокого опережающего интеллектуально-духовного развития и др. Решение этой стратегически важной задачи, как уже отмечалось, зависит от системы образования, наличия у него возможностей по оказанию воздействия на процессы в обществе, его оздоровлению, возрождению тех сил, которые устранят ненужное и выведут страну на передовые позиции. Эта особенность трансформирует образование в важный инструмент национальной безопасности.
Для того, чтобы успешно выполнить эту важную функцию образование должно обладать особым статусом. Как известно, он определяется нормативными актами государства, которое с момента своего возникновения призвано защищать общество, его граждан от внешних и внутренних угроз, разрешать острые социальные противоречия, способные нанести ущерб. Качественное выполнение образованием своих функций, его авторитет зависят от внимания государства к этому институту, создания условий, позволяющих добиваться успеха. К этим условиям относится обеспечение системы грамотными, профессионально подготовленными кадрами, своевременное и полноценное финансирование образовательных учреждений, обеспечение их достаточной материально-технической базой, предоставление социальных и иных льгот.
К сожалению, надо отметить, переживаемый в настоящее время системный кризис затронул и эту сферу. Так, за последние 30 лет количество школ в России сокращено почти на 30 тысяч, детских садов – на 45 тысяч. Особенно большой ущерб нанесён сельской школе. По данным Счётной палаты с 2000 года в России ликвидировано более 20 тысяч сельских школ. Ежегодно убывает 1,7 тысячи. В настоящее время в 6 тыс. населённых пунктов, имеющих до 1,5 тыс. жителей, нет школ, в 9,5 тыс. – детских садов. Закономерностью стало исчезновение вслед за школами деревень. Необитаемыми за это время их стало 26 тысяч. Удалённость (в среднем 50-60 км.) сохранившихся школ, проблемы с транспортным сообщением существенно влияют на интерес школьников к учёбе и качество их подготовки. А ведь сельская школа всегда была источником высококвалифицированных кадров, русского классицизма, формирования интеллекта, высших ценностей. Возникающая в этой связи перед национальной безопасностью проблема вполне очевидна.
По финансированию образования мы занимаем 84-е место в мире. Несомненно, 3.5% от ВВП недостаточны для подготовки хорошо образованных граждан, будущих специалистов, профессионалов, в которых остро нуждается наша страна. По оценкам специалистов, количество средств на образование в современных реалиях должно быть не менее 7-8-% от ВВП. Если рассмотреть этот вопрос ретроспективно, то увидим, что в 70-е годы доля расходов в СССР на образование составляла 7% от ВВП. В 90-е – 3,4%. В конце 90-х – 2% от ВВП. Выделяемые в настоящее время средства явно недостаточны для решения стоящих перед образованием широкомасштабных задач, в том числе в области безопасности. Для сравнения: в настоящее время только один Гарвардский университет финансируется больше, чем всё наше образование.
С проблемой финансирования тесно связана другая - резкое сокращение учителей в школах. По данным, прозвучавшим в Государственной думе, в настоящее время в системе школьного образования не хватает 140 тысяч учителей (РАНХиГС указывает цифру до 250 тысяч. Её подтверждает сопредседатель профсоюза педагогов В. Луховицкий)). Причиной сложившейся ситуации является крайне низкая заработная плата преподавателей. Во многих регионах она не достигает 30-ти и даже 20 тысяч рублей. Поэтому они вынуждены экономить на всём – питании, одежде, не говоря о досуге. Естественно, это сказывается на качестве работы. Однако, несмотря на трудности для большинства учителей характерно благородство, преданность своей профессии, беспокойство за будущее детей. В этом отношении выигрывают школы, где трудятся опытные учителя, получившие образование до периода реформ и не утратившие связь с прежней образовательной системой.
Оттоку учителей из школ часто способствует неблагоприятная атмосфера, ставящая их в унизительное положение перед руководством, родителями, а нередко и перед самими детьми. В практику вошло увольнение опытных преподавателей по причине их несогласия с сложившейся обстановкой и несправедливым отношением, замена их учителями с недостаточно глубоким усвоением учебного материала. Многие из уволенных устраиваются репетиторами, идут в частные структуры. Для улучшения своего положения оставшиеся работают на полторы ставки и более. Практикуемые 30 с лишним часов в неделю – это колоссальная нагрузка, изматывающая человека. Бюрократическая писанина, многочисленные отчёты лишают их возможности работать над повышением своего профессионального и интеллектуального уровня.
Несомненно, что в подобного рода ситуации интересы национальной безопасности отступают на задний план, возникает угроза собственной безопасности – безопасности образования. Оно теряет людей, которые приобрели жизненный и профессиональный опыт, хорошо видят ситуацию и могут научить детей принять верное решение, сделать правильный выбор.
По сравнению с экономикой и другими областями события 90-х годов не смогли полностью разрушить образование. Думается, это является результатом живучести, консерватизма самой системы, остатками её связей с традиционными историческими подходами. Известно, подобные ситуации возникали начиная с времён Петра I. Но всегда срабатывали защитные механизмы и в середине прошлого века наше образование вышло на передовые позиции в мире. Его методика обучения до настоящего времени используется за рубежом.
Взятие на вооружение Болонской системы, принятие рекомендаций Д. Сороса, Б. Гейтса, И. Стиглица коммерциализировали образование, превратили его в товар, услугу со всеми бюрократическими установками, ослабили органическую связь с народом, прошлыми достижениями. Огромное социальное неравенство не позволяет всем желающим получить полноценное образование. В настоящее время прокуратура занимается вопросом отказа многим выпускникам 9-х классов продолжить своё обучение и получить в соответствии с Конституцией России и Законом РФ «Об образовании» общее среднее образование.
В последнее время в высших инстанциях раздаётся предложение снизить сроки школьного обучения. Ничего, кроме вреда, эта идея принести не может, так как уже сегодня образование по своим учебным программам и объёму часов не может дать полный ответ на все вызовы времени.
Выше мы отмечали, что образование является важнейшим инструментом государственной политики. Но, вместе с тем, надо иметь в виду, что по своему назначению оно не должно зависеть от сиюминутных политических установок, тем более, если они ведут к деструктивным изменениям в состоянии общественных отношений, в системе национальной безопасности. Несомненно, как и во всех сферах, политика государства проводится и в области образования. Но при этом важно, чтобы она была направлена на совершенствование процесса обучения и воспитания, всестороннее развитие личности для блага её самой, а также общества и государства.
С учётом стратегической значимости образования, исполнения им своих функций в интересах национальной безопасности недопустимо использование в его деятельности принципа социального неравенства. Это, во-первых, противоречит его положению и роли в системе национальной безопасности и, во-вторых, закономерно вызывает внутренние конфликты. Допущение социального неравенства лишает образование воспитательно-объединительных возможностей, превращает его в привилегию для избранных.
Роль образования в решении задач национальной безопасности заключается не только в учебной подготовке, но и в выполнении важной воспитательной функции. Воспитание всегда являлось фундаментом культуры, морали, нравственности, которые составляют систему базовых ценностей. Без неё невозможно успешное, всестороннее развитие личности, общества, государства, устранение острых, опасных противоречий. Стремление войти в западный мир, перенести на свою почву ценности западного бытия разорвало единство учебно-воспитательного процесса, что незамедлительно сказалось на деградации сознания молодёжи, подростков, снижении их морально-нравственного уровня. По данным ВЦИОМ после преобразований в 90-е годы 31,2% студентов и учащихся не хотели бы родиться и жить в России, 21,6% испытали затруднение с ответом, более половины опрошенных основным в своей жизни назвали деньги, 20% положительно отнеслись к взяткам.
С позиций национальной безопасности заставляет задуматься ситуация, при которой успешно окончившие вузы студенты выезжают по приглашению зарубежных центров и лабораторий для приложения у них полученных в России знаний. К настоящему времени их выехало более 1300 тысяч. В США имеются научно-исследовательские структуры, в которых количество наших выпускников составляет половину сотрудников.
Об интеллектуальном и духовном уровне школьников свидетельствует недавнее выступление О.Н. Смолина в Государственной думе. Из него следует, что во время летних каникул только 26% учащихся 5-х-9-х классов прочитывают 7 и более книг; 22% - 3-4 книги; 29% - 1-2, остальные не читают совсем. Среди пятиклассников в свободное от занятий время не читают до 21%, к 9-му классу – до 35%. Следует обратить внимание на то, что этот низкий процент приходится на возраст, когда у ребёнка должен активно развиваться повышенный интеллект, духовная нравственность, интерес ко всему новому, передовому.
Учебно-познавательная пассивность характерна для многих учащихся. По словам Президента Российской академии образования О.Ю. Васильевой в настоящее время выросло поколение, которое не имеет авторитетов. Это огромный минус для национальной безопасности, т.к. в истории России сила примера, авторитета всегда играла большую роль в защите её суверенитета. Примеры П. Корчагина, П. Морозова, З. Космодемьянской, Н. Гастелло, Д. Карбышева, молодогвардейцев и других героев вдохновляли молодёжь на подвиги в годы Великой Отечественной войны.
В настоящее время интернет, гаджеты заменили книги для значительной части школьников и студентов. В результате происходит подмена логического мышления клиповым. Огромное количество информации отодвигает способность к душевному переживанию и сопереживанию, нередко приводит к психологическим срывам. Чувство товарищества падает. По данным Российской Академии образования (бывший вице-президент Фельдштейн): если в 1993 году 58% подростков были готовы придти на помощь нуждающимся, то в 2016 их стало 16%. Из этого же источника в настоящее время лишь до 8-ми лет мальчики способны к сопереживанию, девочки – до 9-10 лет.
Следует отметить, что в сложившейся ситуации воспитателям стало труднее призывать учеников к хорошим делам: хорошей учёбе, примерному поведению, общественной активности. Индифферентность стала характерной для многих. Уходит в прошлое чувство опасения, последствий за плохо выученный урок, недостойное поведение, инертность. Уверенность в том, что «всё равно за это ничего не будет» утвердилась в сознании многих. Только к окончанию учёбы в школе у многих происходит прозрение. Этот недостаток нельзя отнести лишь к школе или вузу. Он превратился в явление всеобщего, системного характера, выходящего за стены учебных заведений. Прав классик, утверждая, что «общественное бытие определяет общественное сознание». Ответ на вопрос следует искать в общей атмосфере, в тех явлениях безответственности и равнодушия, корни которых утвердились в общественном сознании.
В истории государства единство, общинность, сложившиеся этноконфессиональные, социальные, возрастные отношения скрепляли народ, помогали выстоять и победить в период испытаний. Образовавшийся социальный раскол не способствует укреплению государственности, эффективному обеспечению национальной безопасности.
Этим пользуются недруги, пытаясь лишить нас объединяющих начал и повторить судьбу СССР. Ярким свидетельством являются события на Украине. Огромные усилия на этом направлении прилагают зарубежные центры, специализирующиеся на проведении идеологических диверсий, информационной и психологической войн. Одним из основных объектов своего воздействия они избрали сознание подростков, молодёжи. Ими учитываются возрастные и психологические особенности этой категории, стремление самоутвердиться, критически воспринимая и порой остро реагируя на происходящее вокруг. Именно разрушение сознания, формирование антиобщественных установок с последующим совершением противоправных действий, среди которых не последнее место занимает экстремизм, таков механизм воздействия на эту категорию.
Для достижения поставленных целей активно используются интернет, гаджеты, мессенджеры, другие технические возможности, которыми молодёжь часто и бесконтрольно заполняет своё свободное время. О результатах такого увлечения свидетельствуют случаи недавних нападений учеников на своих одноклассников в Челябинске, Иркутске, других городах. Пострадавшие, среди которых были учителя, попали в больницы.
На размах экстремизма в учебных заведениях указывают материалы Высшей школы экономики. В соответствии с ними в 2022 году 70% учителей испытали его проявления со стороны учеников. Изучение причин агрессивности в учебных заведениях показывает, что основным источником их возникновения является частое и бесконтрольное пользование интернет-сайтами с негативным содержанием, провоцирующим экстремистское поведение. Имеющиеся в правоохранительных органах материалы указывают на активное использование этих каналов украинскими спецслужбами для подкупа и обработки подростков, молодёжи с целью совершения ими диверсионно-террористических актов. Недавно правоохранительными органами были пресечены попытки совершения диверсий молодыми людьми в Подмосковье, проведения аналогичной акции на военном аэродроме в Приморье. Исполнители изначально подвергались обработке украинскими службами по интернету. В качестве вознаграждения обещались суммы от 30 до 100 тысяч рублей. На освобождённой территории Украины следователями возбуждено немало уголовных дел в отношении участников экстремистских группирований, использовавших социальные сети для популяризации украинских неонацистов, возбуждения вражды и ненависти к гражданам России, русскоязычному населению на освобождённой территории.
К сожалению, таких примеров немало. Они указывают на необходимость контроля вредных по своему содержанию каналов не только по линии специальных технических служб, но и обращения внимания, прежде всего, родителей, учебных заведений на досуг детей, предмет их увлечений. На наличие у них нездоровых отклонений указывает ряд признаков. Их должны знать родители, воспитатели учебных заведений, спортивных и художественных кружков и секций.
К сожалению, не всегда образцово ведут себя некоторые преподаватели школ и вузов, поддерживая действия ВСУ и втягивая в это молодёжь. В прошлом году общественность была сильно возмущена действиями т.н. «нетвойнистов», обвинивших Россию в развязывании новой мировой войны и призывавших студентов поддержать нацистов на Украине. Понятно, что связь с «малой родиной» задевает чувства многих граждан, родившихся и выросших на Украине. Их переживания понятны и вызывают сочувствие. Вместе с ними случившееся на Украине, геноцид своего народа после прихода к власти неонацистов переживают российские граждане. Но как можно морально и финансово поддерживать этот режим после многочисленных случаев уничтожения женщин, стариков и детей, с чем мы в очередной раз столкнулись в занятых районах Курской области. Для нормального человека это необъяснимо. Поэтому такие воспитатели не должны находиться рядом со школьниками, студенческой молодёжью.
Нередко экстремистские действия совершают психически неуравновешенные подростки. Реализация ими своих намерений указывает на несовершенство работы медицинских, правоохранительных, охранных структур, психологических служб. Поскольку объектом посягательств наряду с другими являются учителя, преподаватели, положение которых в коллективе позволяет видеть и контролировать ситуацию, соответствующим структурам необходимо организовать ознакомление их с признаками подготовки возможных покушений и принятия правильных мер по их недопущению.
Негативную роль в оказании воздействия на сознание подростков, молодёжи часто играют СМИ. Нередко возникает впечатление, что из средств информирования они превратились в средства манипулирования. У общественности давно вызывает нарекание содержание многих телепередач, имеющих антивоспитательную, антиобщественную направленность. Циничны по своей сути заявления о том, что Александр Матросов закрыл своей грудью вражеский ДОТ, находясь в нетрезвом состоянии, что Зоя Космодемьянская была психически больной, а героизм панфиловцев, которые стали символом мужества, стойкости, межнациональной сплочённости, подвергнут сомнению.
Не способствует патриотическому воспитанию школьников и студентов установка памятных досок, памятников П. Краснову, К.Г. Маннергейму и другим руководителям «белого движения», поступившим на службу к фашистам в годы Великой Отечественной войны. В то же время в дни Победы забываются фамилии наших прославленных маршалов, командующих, героев, отдавших жизнь для защиты Отечества. Для России на всех этапах было характерно сакральное отношение к великим именам, что является проявлением безмерного уважения, патриотизма, духовной значимости.
Отмечая важность усиленного внимания к духовно-нравственному, патриотическому воспитанию, на что направлен Указ №809 ноября 2022 года Президента Российской Федерации о сохранении и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей, подчеркнём ошибочность решения о сокращении в школах объёма часов по общественным дисциплинам до 30%. Отсутствие до последнего времени программы по «Истории России» привело к тому, что преподавание этого предмета велось, исходя из личных политических, морально-нравственных и других установок преподавателей. На занятия приглашались члены организации «Мемориал», признанной Минюстом РФ иноагентом. Поэтому многие события из нашего прошлого искажались, обрастали новыми неподтверждёнными фактами.
Результат такого подхода виден в отчёте ВЦИОМ. Из числа опрошенных им в 2017 году граждан в возрасте от 25 до 30 лет 41% ответил, что знает историю страны хорошо, 3% очень хорошо, 40% плохо, 7% очень плохо.
В последнее время ситуация меняется в лучшую сторону, благодаря школьной и вузовской общественности, принципиальной позиции МПГУ. Немалую роль в этом также сыграл отмеченный выше указ Президента РФ, его деловая встреча с известными историками и религиозными деятелями в ноябре 2022 года.
Многие вопросы, связанные с историческим прошлым, снял изданный учебник в соавторстве В. Мединского и А. Торкунова. Хотя, у профессиональных историков имеется к нему немало нареканий.
Не способствует полноценному воспитанию патриотизма, высокой духовности и нравственности включение в школьную программу по русской литературе произведений А. Солженицына, Т. Улицкой, В. Пелевина и одновременно исключение «Молодой гвардии» А. Фадеева, «Судьбы человека» М. Шолохова, «Как заклялась сталь» Н. Островского и других произведений русской классической литературы, прославляющих наше Отечество, прививающих молодёжи чувство дружбы, коллективизма, сплочённости, любви к Родине.
Не так давно мы заявили о выходе из Болонской системы, которая принесла немало вреда нашему образованию. Думается, было бы целесообразным обратиться к прошлому опыту, взять у него то хорошее, что подняло престиж образования. Его методика до настоящего времени актуальна за рубежом. Однако по-прежнему игнорируются достижения советской образовательной системы, которая внесла огромный вклад в подготовку будущих героев, учёных, исследователей, в обеспечение безопасности страны. На Нюрбергском процессе в 1946 году, отвечая на вопрос об основных ошибках Генерального штаба Германии в планировании войны против СССР, генерал Гудериан ответил, что немецкое главнокомандование недооценило образованность и духовную культуру советского солдата.
Современное противостояние с Западом, инспирированная им гибридная война заставляют нас для экономического, технологического и интеллектуального прорыва сделать опору на свои собственные силы, отказаться от какой-либо зависимости за рубежом, определить свой вектор развития. В достижении победы и дальнейшем продвижении вперёд большую роль может сыграть обращение нашего образования к своему историческому прошлому. Объясняется это тем, что в трудную минуту, при не менее грозном и агрессивном окружении с его санкциями страна не только выдержала жесточайшее испытание, но и вывела науку, образование на передовые позиции в мире, продемонстрировав верность своей политики в этих областях. Кроме того, она проявила свою альтернативность и успех осуществляемого курса не только в области образования, но и во всей системе общественных отношений. Несомненно, эта политика способствовала укреплению своей национальной безопасности. Сохранение цивилизационных ценностей предопределило успешное развитие России на многие годы. Отказ от них, взятие на вооружение «ценностей» западных устоев ввергло страну в глубокий системный кризис, результаты которого мы испытываем до настоящего времени.
История России свидетельствует о том, что на всех формационных этапах она часто находилась в состоянии острых противоречий. В настоящее время она также проходит испытание в борьбе. При всём нашем природном, энергетическом, человеческом и ином потенциале многое зависит от того, насколько правильно мы им распорядимся, разработаем и осуществим правильную политику во всех областях. Это должны хорошо знать и понимать студенты, учащиеся. Чтобы своевременно выявить угрозу и предотвратить её они должны хорошо знать противоречия, которые стали источником этой угрозы, установить их причинно-следственную связь. Это возможно при хорошем знании законов диалектики. Но возникает вопрос, как они могут успешно овладеть этими категориями, если философия, предметом которой наряду с обществом и природой является мышление, вытесняется из процесса вузовской подготовки? А ведь она вооружает молодых людей методологией, позволяющей увидеть мир, природу, общество, самого себя во всём многообразии связей, заметить их единство и определить оптимальные пути решения, преодоления опасных противоречий, в том числе в области безопасности.
В своё время то же произошло с предметом «логика», который был убран из программы средних школ. Важность и необходимость его диктуется тем, что он организует мышление, учит школьников поиску, установлению истины. Как и в предыдущем случае, здесь возникает вопрос, как подросток, не обладающий методикой познания и решения даже самых элементарных проблем, может распознать угрозу и, тем более, принять правильное решение? Если пойти в глубь проблемы, то можно заметить, что наличие этих знаний будет определять поведение ребёнка в экстремальной ситуации, а значит, и решение вопроса его личной безопасности, безопасности других.
К снижению духовно-нравственного уровня ведут активно внедряемые в процесс обучения глобальная цифровизация, дистанционное обучение, которые снижают творческую активность учащихся, студентов, лишают их самостоятельности, активной мыслительной деятельности, живой связи с преподавателем, обществом, природой. Среди родителей и опытных педагогов это явление получило название «духовный терроризм». Повальное увлечение гаджетами, смартфонами отупляет детей, делает их роботами, уводит от национальных достояний, классических вершин, славных традиций – всего того, что составляет духовно-нравственную основу нации.
Несомненно, нельзя отворачиваться от технических достижений, тем более, что они двигают прогресс. Но, в каждом случае необходимо хорошо изучить вопрос, определить его практическую целесообразность, а также где, в каком объёме вводить в учебный процесс. При этом нельзя забывать непреложную истину, что внедрение всего нового должно иметь, прежде всего, гуманную, нравственную основу.
Проблема роли образования в системе национальной безопасности достаточно полно и глубоко не изучена. В настоящее время предпринимаются первые попытки устранить этот пробел. Кроме вышерассмотреннего, важное методологическое значение во всём спектре вопросов имеет обращение внимания на субъективный фактор. Он касается всех участников образовательного процесса. В частности, директора школы, руководителя другого образовательного учреждения. От них зависит не только организация учебно-воспитательной работы, но и создание атмосферы, в которой трудится коллектив преподавателей, учатся школьники, участвуют родители. Чем лучше директор будет знать свой коллектив, воспринимать его как свою семью и предпринимать усилия для создания благоприятной атмосферы, как это делал А. С. Макаренко, тем быстрее его учреждение добьётся успеха, будет защищено от внешних и внутренних угроз. В такой обстановке каждый участник встанет на защиту интересов коллектива как на защиту интересов своей семьи.
Важный участник процесса обучения и воспитания учитель формирует будущего специалиста, члена общества, защитника Родины. От его желания, целеустремлённости и опыта зависит будущее ребёнка. Выше мы отмечали благородство и патриотизм преподавателей, отдающих все силы для подготовки учеников. В связи с тем, что предметом нашей темы является национальная безопасность и роль образования в её эффективности, то, разумеется, как и в предыдущих случаях, сделаем акцент на недостатках, на том, что мешает достижению этой эффективности, а значит обеспечению безопасности Родины.
Практика свидетельствует, что в школьной повседневности бывают и другие, противоположные случаи, когда по причине социальных, финансовых, жизненных невзгод, профессиональной усталости учитель своим неосторожно сказанным словом, психическим срывом может ранить, задеть самолюбие ребёнка. Эта душевная рана способна вызвать у него комплекс неполноценности, будет преследовать всю жизнь.
Имеются случаи, когда учителя допускают сознательное унижение «неудобных», в результате чего часть из них вынуждена обращаться к психологу. В практике происходят случаи, когда оскорбление, грубость в отношении ученика могут спровоцировать его на совершение противоправных действий.
Важная роль в воспитании ребёнка принадлежит родителям, которые при любой ситуации не должны выстраивать барьер между собой и школой, доказывать свои права и обвинять учителей, а стремится внести свой вклад в создание хорошей обстановки, образование дружного, сплочённого коллектива. Это положительно скажется на усвоении детьми жизненно важных человеческих качеств, ценностей, поможет им вступить подготовленными к следующему жизненному этапу, внести достойный вклад в развитие государства и общества.
Изучение важного и объёмного вопроса роли образования в обеспечении национальной безопасности позволяет выделить ряд положений, учёт которых в дальнейшей организации их двусторонних связей позволит придать им новое качественное содержание, поднять на новый уровень и тем самым повысить эффективность защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Заключаются они в следующем:
1. Образование по причине своей специфики и социальных связей с другими сферами общественных отношений является уникальным государственным инструментом, в том числе в области безопасности.
2. Образование, представляющее собой тесное органическое сочетание обучения и воспитания, всем своим содержанием должно быть направлено на совершенствование всестороннего, цивилизованного развития личности, общества и государства. Решение этой задачи отразится на состоянии национальной безопасности.
3. Успешное решение стоящих перед образованием задач невозможно без создания для него необходимых благоприятных условий путём финансирования, материально-технического обеспечения не по остаточному принципу, а в соответствии с реальной необходимостью. Особого внимания по причине утраченных позиций требует отношение к сельской школе, восстановление бывшей социальной помощи и поддержки, практическое приведение её в соответствие с объективной необходимостью.
4. Современная обстановка выдвигает перед образованием более высокие требования, направленные на модернизацию производства, других стратегически важных отраслей, цивилизационный подъём. Постановка этой задачи требует прекращения излишних реформ в области образования, приведение школьных учебных программ, содержание процесса подготовки в соответствие с возникшими потребностями, учёта механизма прошлых достижений системы.
5. Снижение в молодёжной среде духовно-нравственных, моральных ценностей обусловливает важность изучения её увлечений, интересов, склонностей, заполнения свободного времени. Следует предусмотреть альтернативные варианты чрезмерному увлечению школьников, студенческой молодёжи информационно-техническими средствами с негативным содержанием в форме участия в бесплатных спортивных и туристических секциях, художественных кружках, клубах по интересам во главе с опытными наставниками. Особого отношения требует разработка мер по патриотическому воспитанию, участию в этой работе не только школы и родителей, но и всей общественной системы.
6. Немалый ущерб в работе системы образования наносит школьный бюрократизм, создание нездоровой атмосферы, оценка в ряде мест учителя не по мастерству преподавания, а по административной исполнительности. Необходимо тщательное изучение обстановки в коллективах, освобождение от руководителей бюрократов, чиновников от образования.
7. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса требует избавления от излишнего дистанционного обучения и, наоборот, активного применения методики развития, а не натаскивания.
8. Приобретённый за последнее время опыт, результаты учебно-воспитательного процесса требуют завершить вузовскую подготовку по двухступенчатой системе и восстановить полноценное 5-6-летнее обучение.
9. Повышение роли образования в решении важных стратегических задач зависит от качества подготовки педагогических кадров. Укрепление престижа учителя, преподавателя будет способствовать усилению внимания к профессии. В Республике Беларусь, где большое внимание уделяется системе образования, установлена заработная плата учителя, превышающая среднюю по республике, принят ряд других мер по улучшению положения - всё это способствовало увеличению количества желающих поступить в педвузы и, что не менее важно, вызвало повышенный интерес среди ребят.
В педагогических вузах важно обратить внимание на подготовку не только предметников, но и специалистов по воспитательной работе, как это было прежде, возродить институт наставничества.
10. Важную роль в системе образования играет правовое регулирование её отношений, нормативное исключение имеющихся изъянов, определение статуса учителя, возвышающего его авторитет и значимость с определением ежемесячной заработной платы, равной средней по стране или региону и даже выше, системы отношений школы с родителями, другими участниками учебно-воспитательного процесса.
11. Важное значение в системе национальной безопасности имеет совмещение участия образования в её обеспечении с деятельностью, направленной на защиту своих внешних и внутренних интересов.
Кандидат юридических наук, доктор политических наук, профессор Н.А. Романов